Главная - Тюнинг
Диатонические лады для начинающих. Диатонические лады, лады народной музыки.ионийский, дорийский, фригийский,лидийский, миксолидийский,эолийский,локрийский Названия аккордов по теории музыки

Сегодня хочу поговорить о семи основных диатонических ладах (также известны как «modes», «церковные лады», «модальные лады»...).

В средние века и Ренессанс эти 7 ладов были почти равноправны, а последние 400 лет в массовой музыке рулят мажор и минор, а остальные 5 диатоник встречаются заметно реже.

Материал ориентирован на тех, кто хорошо знаком с мажором и минором и, возможно, слыхал слова типа «лидийский лад», но пока толком не разбирался, что это такое.

Грубо говоря, мажор - это гамма, которая получается, если сыграть на пианино в порядке возрастания ноты от До до следующего До (C D E F G A B C), по белым клавишам. Интервалы в ней такие: ТТПТТТП (т=«тон», п=«полутон»). Откуда взялась именно такая последовательность - отдельная долгая история (Пифагор, натуральные числа, квинтовый круг, и т. д.) . Начнём ТТПТТТП с другой ноты - получим другой мажор, разумеется. Вот песня в мажоре, для примера.

Вот как это всё выглядит в нотах и на гитарном грифе:

Натуральный минор (про остальные миноры в другой раз) получается, если сыграть белые клавиши от Ля до Ля (A B C D E F G A). Интервалы получаются ТПТТПТТ. Вот песня в натуральном миноре .

Мажор так же известен как «ионийский лад» , а минор - как «эолийский» (вообще, все семь ладов имеют названия древнегреческого происхождения, хотя получили они их в эпоху Ренессанса).

Остальные пять диатоник получаются точно так же, но от других нот. Сначала расскажу о двух «мажорных», а потом о трёх «минорных».

Лидийский лад

Лидийский лад получается, если сыграть гамму на белых клавишах от Фа до Фа - F G A B C D E F. Третья ступень отстоит от первой на большую терцию, значит, лад имеет мажорный окрас. Поэтому просто попробуем транспонировать это в «До», чтобы увидеть, в чём отличие от обычного мажора. Получилось C D E F# G A B C. Значит, лидийский лад отличается от обычного мажора только повышенной 4-й ступенью .

Где обычно встречается:
У инструментальных гитаристов - и у Вая и у Сатриани можно найти много песен в нём.
В киномузыке - опять же из-за оттенка загадочности и сказочности.
Кроме того лидийский лад полностью совпадает с одним из индийских народных ладов . В общем-то, если поимпровизировать в лидийском ладу поверх соответствующего мажорного аккорда, можно заметить, что звучит очень «по индийски».

Примеры:
Самая популярная лидийская мелодия - это заставка мультсериала «Симпсоны» . Лидийское настроение создаётся здесь с самого начала - когда хор поёт «the simpsons», на аккорды C-F#dim -C. В мажоре это было бы C-F-C. Потом бас начинает играть C-F#-C-F# (эти же ноты играют пиццикатные скрипки), и вступает мелодия, в которой третьей же нотой попадается тот же самый Фа-диез (C-E-F#-A-G...).

Devin Townsend дико любит лидийский лад, например вот .

На днях пришла ещё вот какая мысль про лидийский лад. Я взял до-мажор (C-E-G) и стал к нему надстраивать терции, оставаясь в рамках тональности. Получился сначала мажор септаккорд (C-E-G-B), потом мажор нонаккорд (C-E-G-B-D), ундецимаккорд (C-E-G-B-D-F) и наконец терцдецимаккорд (C-E-G-B-D-F-A). Я заметил, что последние два звучат как-то нехорошо, диссонансно. А всё потому, что содержат в себе неустойчивый уменьшенный аккорд (B-D-F), и разумеется, уменьшенную квинту (тритон) B-F. Чтобы этого избежать, я заменил «фа» на «фа-диез» и получилось C-E-G-B-D-F#-A. Аккорд зазвучал поприятнее. Разумеется, тритон никуда не делся (теперь это До и Фа-диез), но теперь он так сильно разнесён в пространстве, что уже не режет ухо. Но из-за этого Фа-диеза аккорд приобрёл очевидный лидийский характер. Так что в некоторых ситуациях лидийский лад может звучать гармоничнее обычного мажора. Разумеется, не я первый это придумал

Миксолидийский лад

Получается, если сыграть белые клавиши от Соль до Соль - G A B C D E F G. Опять транспонируем в до и получаем: C D E F G A Bb C. Значит, миксолидийский лад отличается от обычного мажора только пониженной «минорной» седьмой ступенью .

Кстати, в обучении музтеории на английском языке есть большой плюс. В русском «большой» и «мажорный» - это два разных слова, а в английском одно - «major». То же самое с малым/минорным. Плюс интервалы называются не по латыни, как у нас («терция, кварта»), а по английски же - third, fourth («третья, четвёртая»). Соответственно, у нас расстояние от первой ступени до третьей в миноре - это «малая терция». А в английском это, если дословно, «минорная третья» (minor third). Из-за этого темы, связанные с интервалами, ладами и аккордами, легче укладываются в голове, если читаешь англоязычные материалы. Например, «минорный септаккорд легко узнать по minor third и minor seventh».

Поэтому чуть выше я назвал седьмую ступень в миксолидийском ладу «минорной» - она отстоит от тоники на малую септиму (minor seventh!) вместо большой (major seventh), как обычно в мажоре. То есть, миксолидийский лад можно воспринимать в том числе и как мажор, у которого седьмая (опять же seventh!) ступень взята из одноименного минора.

Где обычно встречается:
Всяческая «американщина»: рок, кантри, блюз. Берём гитару и играем аккорды A, G, D, A - Вот оно! Вообще, если в песне встречается тонический мажорный аккорд плюс мажор на тон ниже - это верный признак миксолидийского звучания.

Joe Satriani - Time (начало и первая тема).

И наконец, последний лад, тоже «минорный», но есть нюанс.

Локрийский лад

Играем от Си до Си - B C D E F G A B. Транспонируем в Ля: A Bb C D Eb F G A. Локрийский лад отличается от натурального минора пониженными второй и пятой ступенями .

Где встречается: Используется он ОЧЕНЬ редко, гораздо реже, чем все предыдущие. И на это есть причины. Это единственный из этих 7 ладов, у которого тоническое трезвучие не является ни мажором ни минором (из-за пониженной пятой ступени получается уменьшенное трезвучие). Поэтому он очень неустойчивый. Если всё-таки хотите поиграть в локрийском, попробуйте, например, не пробегать всю гамму снизу вверх, а погуляйте от тоники вверх до 4-й ступени и вниз до 5-й. А фоном включите не тонический аккорд (он будет только сбивать и дико стремиться к разрешению), а просто тонику.
Примеры:
Не нашёл ни одного. Википедия говорит, что басовая партия из «Army of Me» Bjork в локрийском ладу, но я слышу там только натуральный минор (и немного фригийского в вокале куплета).

На гитарных форумах часто можно встретить вещи типа «если играть ноты до-мажорной гаммы под Ре-минор, то я в Дорийском ладу, под Соль-мажор - в миксолидийском, и так далее...».
Это неправильный ход мыслей.
Во-первых, как и всегда в музыке, всё зависит от контекста. Если я играю ноты до-мажорной гаммы под аккорды C-Am-Dm-G, то это не значит, что «в первом такте я играю в До ионийском ладу, во втором в Ля эолийском» и так далее. Такая формулировка неоправданно усложняет происходящее и в корне неверно отражает то, что творится с гармонией. Получается, что каждый аккорд у нас - это тоника, а с каждой сменой аккорда происходит смена тональности и лада. Это неправда: мы просто играем в до мажоре под прогрессию I-vi-iv-V.
Во-вторых, даже если играть, например, в Соль миксолидийском ладу, неправильно называть это всё «до-мажорная гамма под соль-мажорный аккорд». Да, здесь все те же ноты, что и в до-мажоре, но ведь лад - это не только набор нот. Это ещё и определённый центр притяжения (тоника) и определённые соотношения между ступенями. Поэтому Соль миксолидийский лад полезнее мыслить не как «до-мажор начиная с пятой ступени», а как «соль-мажор с пониженной седьмой ступенью».

Жду уточнений, вопросов и хороших музыкальных примеров, которые я мог упустить.

Лит.: Ю.Холопов. Диатонические лады и терцовые хроматические системы в музыке Прокофьева (в кн. От Люлли до наших дней. М., 1967,с.270-274).

Признак диатоники – возможность расположения звукоряда на основных ступенях музыкальной системы (попросту, на белых клавишах).

По звуковому составу диатонические лады различны: от духордных (двузвучных) ладовых структур до семиступенных.

Достаточно индивидуальный колорит имеет пентатоника . Это ангемитонный (бесполутоновый) пятиступенный лад. Из 5ти вариантов интервального строения чаще используется пентатоника с мажорным трезвучием в основе и с минорным. Отсутствие м2 («чувственного» интервала) в звукоряде объясняет использование пентатоники в музыке светлого безмятежного характера, в образах откровения, мечты (Рахманинов. Сирень.(начало)) до настроений радости, праздника (Чайковский. На тройке)

Система диатонических ладов наиболее полно представлена семиступенными ладами

Эти лады называю по разному:

старинными ,

средневековыми ,

церковными : они утвердились в муз.культуре средневековья, в культовой музыке, в частности.

Называют ладами народной музыки : их можно встретить в народной песне;

называют модальными ладами .

Модус – небольшое муз. построение (в пределах фразы) со своим устоем (ладо-тональностью) на основе диатонического звукоряда. Это типичная для средневековой музыки ладо-тональная организация материала.

Все лады условно разделяют на лады с мажорным наклонением (на схеме обозначены сверху) и с минорным - (снизу):

Каждый лад характеризует отличительный от натурального мажора или минора интервал на I ступени: фригийская секунда, лидийская кварта, дорийская секста и т.п.

Как и все лады, диатонические семиступенные отличает индивидуальный колорит звучания, свои образно-выразительные возможности. Благодаря особенностям своего строения, они воспринимаются как разновидности привычных для нас мажора или минора, как более «светлые» или более «темные» их варианты.

Красочность есть наиболее ценная сторона этой группы ладов.

Лидийский лад - мажор с IV,- лидийская 4 (ув.4). Вводный тон к V ступени (к тонической квинте) придает ему «большую резкость»; Дополнительный увеличенный интервал к интервальному составу мажора – это «интенсификация мажорности», «полюс мажорности», «сверхмажор»; «резкий, «горячий», зажигательный характер». (Шопен, мазурка № 50 (Op.68 №3), второй эпизод).

Миксолидийский, - мажор с (низкой) VII ступенью,- миксолидийская 7 (м7). «Как бы «смягченный», «охлажденный» вариант натурального мажора. Лишенный вводнотонового тяготения VII ступени к тонике, смягченный малой «минорной» септимой (на I ступени) миксолидийский лад приобрел суровый оттенок звучания. В таких красках, горделиво-суровом мужественном тоне звучит тема коды финала фортепианного концерта Э.Грига.

Дорийский, - минор с VI,-дорийская секста (б6). Просветленный минор (дорийская б6 – интервал одноименного мажора). Следствие VI – мажорная S («оттенок дорийского лада небесной красоты», - В.Медушевский), обнажающая контраст «сияния» дорийской VI-й «во мгле» натурального минора (Григ, «Сосна»: «алмазов льдистых…сверкает покров …») .

Фригийский, - минор с II, - фригийская секунда (м2, II-я низкая). Фригийский - «полюс минорности». Ему «свойственны мрачность, жесткость, холодность». В сравнении с минором, во фригийском уже все интервалы (кроме чистых) малые.

II в неаполитанской (мажорной) гармонии – это иной колорит,- суровый, мужественный (Мусоргский. «Борис Годунов», Песня Варлаама).

Локрийский - минор с II и V ступенями (со II и V низкой, с уменьшенной квинтой на I ступени). Его звучание неустойчивое, скованное; «самый мрачный и суровый (горько-печальный и т.п.)» (Ю.Холопов. Гармония. Теор. курс.,М,.2003, с.140). «Многие теоретики,- замечает Ю.Холопов,- считают этот лад вообще несуществующим в реальной музыке». Случаи его применения редки и эпизодичны. Один из примеров,- Шостакович, I-й фантастический танец (Ор.5), начало; - фантастика с подтекстом мягкой иронии и гротеска.

Мы не характеризовали ионийский и эолийский лады. Они совпадают по строению с мажором и минором . Все, что говорилось ранее о последних (см.с.6) применимо к первым, но отчасти. Это совершенно разные, отличные друг от друга лады и по принадлежности к музыкальной эпохе, к музыкальному стилю, к музыкальному складу. Главное их различие в том, что первые лады монодийные , с одним устойчивым тоном; а мажор и минор (молодые лады, утвердились к XVII в.) - лады гомофонно-гармонического многоголосия. Их устой – тоническое трезвучие.

Гармонический мажор и минор называют условно-диатоническими. Их характерное качество – гармоническая напряженность . Как уже говорилось (см. с.8-9), VII в moll-е (заимствованная из Dur-а) и VI в г.Dur-е (из moll-я) – это необходимое ладово-функциональное укрепление и объединение ладов.

Иное дело звукоряды (лады) с ув 2, имеющие мелодическую природу. Это самостоятельные лады типичные для мелодики ориентальной музыки и ряда национальных культур. Хроматическая вводнотоновая ув. 2 в мелодическом движении (- концентрация чувственности, экспрессии) – их типичный мелодический оборот. (Напомним, для голосоведения академической гармонии ходы на ув.2 не свойственны, они стилистически чуждые.) Не случайно дважды гармонические лады (звукоряды с двумя ув.2: минор с VII и IV, мажор с VI и II) иногда называют венгерской (цыганской) гаммой. Характерное их качество - мелодическая напряженность . (Показательный пример дважды гармонического минора - хоровая миниатюра Римского-Корсакова «Восточная песня».)

Дорийский лад или как его еще называют дорийский минор — одна из популярнейших гамм, которая повсеместно используется в самых разных стилях. Однако, чаще всего, ее звучание ассоциируется с джазом и фанком. В джазе дорийский лад настолько распространен, что считается основным ладом, а натуральный минор рассматривается, как исключение.

Дорийский лад можно получить из мажорной гаммы, если играть ее от II ступени. Однако поскольку я уже о недопустимости трактовать , как производное от гаммы, то прежде всего нужно запомнить его «математическое» строение. Формула дорийского лада Т-П-Т-Т-Т-П-Т. Запишем от ноты A:

Как видите по сравнению с натуральным минором в дорийском 6 ступень повышена. Эта ступень вносит мажорное, светлое звучание.

Послушайте пример звучания:

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию . К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Как уже упоминалось в джазе дорийский лад используется для обыгрывания аккордов минорного наклонения (m7,m9 и т.д.). Кроме того дорийский лад можно использовать для обыгрывания альтерированных содержащих в себе какое-либо минорное :

В приведенном выше пример аккорд E7#5b9 при энгармонической замене g# на Ab дает нам аккорд F минор, следовательно самый простой способ — это обыгрывать альтерированные септаккорды дорийским минором отстоящим от основного на полтона. Это известная формула обыгрывания аккордов.

Также дорийский лад очень часто употребляется в модальных импровизациях не зависимо от используемых аккордов. Как правило, в таком случае особое внимание уделяется именно дорийским опеваниям и

Гармонизация трезвучиями дает нам 3 новых аккорда,минор на 2 ступени,мажорную субдоминанту и уменьшенное трезвучие на 6 (или полууменьшенный септаккорд). Также в качестве тоники очень часто выступает минорный аккорд с секстой.

Как видите самым ярким здесь является аккорд мажорной субдоминанты, появление которого, как правило, вводит дорийский лад.

Как уже упоминалось, данный лад является очень популярным и может быть использован во множестве ситуаций.

Особенно хорошо звучит он в контексте смешанных образов,в которых сочетается минорная окраска с радостными чувствами.В соответствующем контексте дорийский лад можно использовать для создания ,народного звучания, которое характерно для музыки кельтских народов.

Что послушать: Miles Davis — So What, Gershwin — Summertime(дорийская гармония), SRV — I wanna testify(импровизация), Shoking Blue — Venus, Santana — Oyo Como ya

Дорийский лад – это натуральный лад, имеющий окраску легкого, светлого минора, который строится от второй ступени. Так, ну вот – уже чувствую, что все это требует расшифровки. Я так рискую в очередной раз скатиться в . Ладно, постараюсь, как можно короче…
Все натуральные лады имеют на грифе одинаковую аппликатурную модель, универсальную для всех натуральных ладов. Это потому, что все они строятся последовательно от ступеней одной гаммы, и по этим же ступеням.


Давайте сразу на примере.
Почему от второй ступени? Потому что первым номером в теории музыки считается натуральный мажор. Он же ионийский лад.
Сразу закрываю возможные возражения теоретиков, что это не одно и тоже, что эти лады просто полностью совпадают – энгармоничны, как они выражаются. Блин! Для меня, на грифе гитары, вообще нет разницы между ними и при обыгрывании последовательностей в натуральном мажоре и в ионийском ладу, я слышу одно и тоже. Разница в характерных мелодических оборотах того и другого лада меня не смущает. Все, вопрос закрыт.

Пример. Вот, гамма натурального Соль-мажор. А теперь сыграем как бы секвенцию, то есть начнем играть эту гамму со второй ступени, со второй ноты. Если мы при этом будем считать, что играем в Соль-мажоре, то так оно и будет. Но если мы решим, что тоника в этой гамме – не Соль, а нота, с которой мы начинали ее играть – а это Ля – то это и будет какой другой натуральный лад. А поскольку мы начинали играть со второй ноты, ступени, то это и есть Ля-дорийский. Заметьте, не Соль-дорийский, а Ля! Удобнее всего, конечно показать его аппликатуру в его же первом боксе. Напомню – первый бокс это тот, в котором тоника гаммы (лада) расположена на шестой и первой струне, ну и на четвертой – через лад и струну от тоники на шестой. И при этом указательный палец левой руки находится в позиции на ладу где у нас тоника на шестой.

Вот он, первый бокс дорийского.
В данном случае – Ля-дорийского. А чтобы получить звучание дорийского лада в другой тональности, мы можем просто смещать позицию вдоль грифа на новую тонику. Если сравнивать аппликатуру первого бокса дорийского и первого бокса минорной пентатоники, то мы увидим, как они похожи. Пентатоника просто идеально вписывается «внутрь» аппликатуры дорийского лада.

Почему этот лад и применяется при обыгрывании, допустим в блюзе. Ну не весь лад, в чистом виде, в его характерном звучании, а ступени из него. Ну, это другая тема.
Если же сравнивать дорийский с натуральным минором, к которому он наиболее близок, то мы увидим, что эти два лада отличаются только одной ступенью. В дорийском, по сравнению с натуральным минором, повышена шестая ступень. В нашем примере, в тональности Ля - это Фа# вместо «чистого» Фа.

Но это отличие диктует нам другой набор аккордов, которые строятся с применением ступеней дорийского лада. А значит, других аккордовых последовательностей, которые мы можем им обыграть. Об этом — в следующей статье.
Но вначале нужно почувствовать характерную мелодику лада. Для этого достаточно просто поиграть под аккорд тоники фразы, в которых звучала бы эта характерная, шестая повышенная ступень. Включаем аккорд Ля-минор, играм фразы в Ля-дорийском и стараемся расслышать - в чем же его звучание необычно.
Действительно, мелодика лада отличается от натурального минора. Это потому, что у нас звучала характерная шестая повышенная (здесь это нота Фа#) ступень, вместо привычной.
И вот структура этого лада – тон-полутон- тон-тон-тон-полутон-тон.
Или можно вот так:

Лидийский лад — является ладом мажорного наклонения и состоит из двух тетрахордов. Первый можно назвать целотоновым — его формула б2+б2+б2.

Второй тетрахорд аналогичен верхнему в мажоре б2+б2+м2.

Этот лад можно получить, сыграв мажор от 4 ступени, либо повысив в натуральном мажоре 4 ступень. Лидийский является параллельным для

Лидийский лад является самым мажорным по звучанию поскольку находится в сфере двух мажоров тонического и доминантового.

Формула лада — Т- Т-Т-ПТ-Т-Т-ПТ

Звучание лидийского лада очень светлое, но в тоже время неразрешенное и ярко модальное, поскольку слух воспринимает 4 ступень как вводную. В современной музыке лидийский лад активное используют различные фьюжн ансамбли и конечно же Steve Vai очень любит этот лад.

Однако одним из первых в роке его начал использовать Hendrix.
Фрагмент соло построенного в лидийском ладу

Характерные лидийского лада — это увеличенная кварта на первой ступени и уменьшенная квинта на IV.

Вообще, как и для любого другого лада, для лидийского характерно заострение ступени отличной от натурального мажора. Такие интервалы, как большая терция на II ступени или квинта на 7 несомненно создают лидийское звучание.

Гармония лидийского лада

В основных лидийский лад отличается субдоминантой, которая является уменьшенным трезвучием, что позволяет использовать ее для создания необходимой гармонической окраски. Кроме того, мажорное трезвучие II ступени и минорное VII при разрешении их в тонику создают лидийское звучание.

Если построить на I ступени лада maj7♯11 или ♯11

то получим так называемый лидийский аккорд. В джазе так называют аккорд в котором присутствует 11# ступень. Его описывают, как «красивый и очень современный».

Также О. Мессиан упоминал о том, что лидийская кварта более естественна для слуха, поскольку является обертоном, а обычная четвертая ступень нет.

Такие аккорды как m9 на III ступени или maj на 5 очень часто используются в современной музыке,как гармонический подклад для лидийской мелодии.

Импровизация

В плане лидийский это уникальный лад, так как он лег в основу так называемой целого метода модальной импровизации — он называется Лидийская Хроматическая Концепция (автор Джордж Рассел). Это очень популярная во второй половине XX веке концепция импровизации, которой пользовались многие известные музыканты. И хотя это довольно громоздкая система, в свое время она была открытием.

Если изложить очень кратко, то она основана на различных изменениях одного лада и работы с ним для обыгрывания разных аккордов и создания модального звучания. Это конечно тема целой книги, возможно позже сделаю на нее обзор.

В основном же лидийский лад используется для обыгрывания maj аккордов

Использование в композиции

Очень часто в современной музыке лидийский лад используют для создания , которые повторяются много раз. Такой подход использован например в этой песне (найдите в каком фрагменте самостоятельно)

Лидийский лад можно использовать для создания сказочного, волшебного звучания.

Очень хорошо он звучит на статичные аккорды. Также при определённых условиях (инструментовка, гармония) он может создавать звучание.

Послушать: Главная тема из Simpson

 


Читайте:



Skyrim — Сюжетный мод «Колеса Затишья

Skyrim — Сюжетный мод «Колеса Затишья

The Wheels of Lull — огромный, полностью озвученный сюжетный мод, который тесно переплетен с миром Скайрима . Игроку предстоит вступить в отряд...

Схема автомобильного генератора: принцип работы

Схема автомобильного генератора: принцип работы

Проверка обмотки возбуждения на межвитковое замыкание Межвитковое замыкание вызывает увеличение силы тока воз­буждения. Из-за перегрева обмотки...

Системы зажигания с индивидуальными катушками Устройство высоковольтной катушки зажигания

Системы зажигания с индивидуальными катушками Устройство высоковольтной катушки зажигания

Катушка зажигания – второй элемент в последовательности системы зажигания двигателя автомобиля. Работа катушки зажигания схожа с функциями...

Автомасла и все, что нужно знать о моторных маслах Что такое гидрокрекинговое моторное масло

Автомасла и все, что нужно знать о моторных маслах Что такое гидрокрекинговое моторное масло

Гидрокрекинг предназначен для получения малосернистых топливных дистил-лятов из различного сырья. Гидрокрекинг - процесс более позднего поколения,...

feed-image RSS