Главная - Советы
Эксплуатация железных дорог — специалитет (23.05.04). Техническая эксплуатация железных дорог I. Общие положения

На факультете управления процессами перевозок грядут перемены: выпускники специальности 190401 "Эксплуатация железных дорог", будучи профессионалами широкого профиля, запасутся индивидуальным набором узкоотраслевых знаний.

С 1 сентября 2014 года на специальности "Эксплуатация железных дорог" появятся новые специализации: "агистральный транспорт", "Промышленный транспорт", "Грузовая и коммерческая работа", "Пассажирский комплекс ж.-д. транспорта", "Транспортный бизнес и логистика". Для первых четырех будут характерны очная и заочная формы обучения, на последней возможно только очное обучение. Следует отметить, что Росжелдор утвердил бюджетные места по трем специализациям: "Магистральный транспорт", "Грузовая и коммерческая работа", "Пассажирский комплекс ж.-д. транспорта"

О новых специализациях рассказал заведующий кафедрой "Станции, узлы и грузовая работа" УрГУПС С. А. Плахотич.

– Есть ли отличия в обучении на разных специализациях?

– Абитуриенты поступают на специальность, а разделение на специализации происходит после 3-го курса. Студенты изучают общие дисциплины, необходимые всем инженерам на железнодорожном транспорте, а затем определяют для себя ту отрасль, в которой они хотели бы работать. Что касается целевиков, то направляющие их организации должны заранее нацеливать ребят на ту или иную специализацию.

Всем выпускникам специальности "Эксплуатация железных дорог" присваивается квалификация "Специалист по эксплуатации железных дорог". Специализация отражается только в приложении к диплому, в котором приведен перечень определенных дисциплин.

– Что будет входить в сферу деятельности выпускника каждой специализации?

– Учебные программы по специализациям состоят из трех блоков. Первые два отличаются незначительно. Так, в каждом из них есть одна узкоспециальная дисциплина: аутсорсинг (договорное привлечение сторонних организаций) и информационные технологии в выбранной студентом отрасли. Третий блок профессиональный, а потому у каждой специализации свой перечень дисциплин.

В ведении выпускников специализации "Магистральный транспорт" – организация грузовых и пассажирских перевозок, взаимодействие с промышленным транспортом, проектирование ж.-д. станций и узлов, организация работ экспедиторских фирм, перевозки и тарифы в международных сообщениях.

Инженерам специализации "Промышленный транспорт" подвластны организация перевозок на промышленном транспорте, проектирование промышленного ж.-д. транспорта, эксплуатация и ремонт технических средств, решение вопросов относительно функционирования транспорта промышленных предприятий.

Специалисты в отрасли "Грузовая и коммерческая работа" отвечают за технико-технологическое обеспечение и проектирование мультимодальных перевозок, коммерческо-правовое и информационное обеспечение грузовых перевозок.

Выпускники специализации "Пассажирский комплекс ж.-д. транспорта" могут заниматься проектированием инфраструктуры пассажирского комплекса, управлением пассажирскими компаниями; также в их компетенцию входит эксплуатация и ремонт пассажирских вагонов, технология работы и эксплуатация вокзальных комплексов.

В сферу деятельности выпускников-логистов включается управление проектами в транспортном бизнесе и логистике, информационное обеспечение транспортного бизнеса, бизнес-планирование на транспорте, управление цепями поставок.

– Где будут работать выпускники каждой специализации?

– У всех выпускников специальности "Эксплуатация железных дорог" дипломы равноценные, поэтому жесткого профессионального распределения нет.

Специалисты по магистральному транспорту могут работать диспетчерами разных уровней, дежурными станций, операторами и т. д.

Выпускники специализации "Промышленный транспорт" могут стать руководителями транспортных цехов на промышленных предприятиях, имеющих ж.-д. пути необщего пользования, а также руководителями на промышленном ж.-д. транспорте.

Специалисты по грузовой и коммерческой работе сотрудничают с грузоотправителями и грузополучателями, именно они "зарабатывают деньги" для остальных железнодорожников.

Выпускники специализации "Пассажирский транспорт" могут работать в дирекциях по обслуживанию пассажиров и вокзалов, в пригородных компаниях, федеральной пассажирской компании.

Самые мобильные выпускники специальности – логисты. Их можно встретить в различных экспедиторских и транспортных фирмах.

Итак, если вас привлекает романтика дорог и вы хотите находить верные пути не только для себя, но и для других, – добро пожаловать в дружную семью железнодорожников!

Описание

Образовательный процесс по выбранной квалификации требует от студентов приобретения навыков:

  • организации технического обслуживания и эксплуатации систем, обеспечивающих движение поездов;
  • диагностики и контроля безопасной эксплуатации объектов;
  • организации технологически-производственных процессов ремонта и технического обслуживания;
  • разработки технологической ремонтной и производственной документации;
  • контроля над качеством соблюдения и проведения работ по техническому и производственному обслуживанию;
  • проектирования и конструирования новых образцов средств и систем технологического оснащения в соответствии с достижениями современной техники и науки;
  • использования компьютерных технологий в конструкторской и проектной деятельности;
  • разработки конструкторской и проектной документации для модернизации, производства и ремонта;
  • планирования и организации работы коллектива;
  • использования приемов управленческих решений и решения вопросов, связанных с согласованием стоимости, безопасностью, качеством и сроками исполнения;
  • организации учебного процесса сотрудников, аттестации и повышения их квалификации;
  • оценки ресурсов и затрат, вызванных эксплуатацией и обеспечением качества ремонта и технического обслуживания;
  • осуществления технического контроля.

Кем работать

Будущей профессией может стать должность техника в службе безопасности движения. Также выпускники претендуют на позиции начальников, старших механиков и электромехаников тяговых подстанций. Развитие карьеры позволит занять пост руководителя или главного инженера в департаменте проектно-изыскательных работ в сфере процесса электрификации объектов железной дороги. Нередко недавние студенты трудоустраиваются в службы энергосбыта и энергонадзора на железные дороги и в их филиалы. Область профессиональной деятельности включает не только пассажирские, но и грузовые перевозки с использованием железнодорожного транспорта.

Инженер по эксплуатации железных дорог контролирует правильность использования железнодорожного пути, земляного полотна, стрелочных переводов, искусственных сооружений и в случае необходимости принимает меры по организации аварийно-восстановительных и ремонтно-путевых работ, контролируя их выполнение. Профессия подходит тем, кого интересует физика и математика (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

В своей работе данный специалист руководствуется «Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации» - важнейшим нормативным актом, регулирующим деятельность РЖД.

Особенности профессии

В обязанности инженера по эксплуатации железных дорог входит:

  • натурный осмотр железнодорожного пути, стрелочных переводов и земляного полотна в установленные срок;
  • проведение проверки железнодорожного пути и стрелочных переводов по утвержденному графику с помощью ручных средств путеизмерения;
  • принятие мер по обеспечению безопасности движения поездов;
  • выявление неисправностей, появляющихся в элементах верхнего строения железнодорожного пути, земляном полотне;
  • проверка и маркировка шпал, требующих замены, измерение износа рельсов и металлических частей стрелочных переводов;
  • ведение установленной отчетности по выявленным неисправностям;
  • контроль за устранением неисправностей и качеством выполненных работ;
  • разработка финансовых планов и календарных графиков по эксплуатации и содержанию железнодорожных подкрановых и подъездных путей и весоизмерительного оборудования;
  • разрешение спорных вопросов с представителями сторонних организаций по вопросам экплуатации и содержания железнодорожного пути.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  • Стабильная, постоянно востребованная работа
  • Высокий уровень зарплаты

Минусы

  • Сменная работа, приходится работать в выходные и праздники по графику
  • Крайне ответственная работа

Место работы

  • Государственные организации и предприятия по перевозке грузов и пассажиров;
  • транспортные организации и предприятия других форм собственности;
  • службы безопасности движения;
  • транспортно-экспедиционные предприятия и организации;
  • региональные органы управления транспортной и государственной транспортной инспекции. РЖД, метрополитен.

Важные качества

  • ответственность
  • способность грамотно и эффективно организовать труд своего подразделения
  • умение работать в команде
  • быстрая и точная реакция
  • развитое перспективное мышление
  • аналитические способности
  • пространственное воображение
  • хорошая физическая и психологическая форма
  • умение работать самостоятельно при минимальном контроле
  • способность принимать точные, взвешенные и ответственные решения
  • умение анализировать и систематизировать информацию
  • умение находить нестандартные решения в цейтноте
  • умение четко выполнять полученные инструкции
  • постоянное стремление к повышению квалификации
  • освоение технологических изменений и технических новшеств

Где учиться на Инженера по эксплуатации железных дорог

Ступеньки карьеры и перспективы

Степень сложности работы и ответственности инженера по эксплуатации железных дорог зависит от уровня его профессиональной квалификации. На начальном этапе молодой специалист работает под руководством опытного инженера, осваивая практические секреты профессии. Для продвижения по карьерной лестнице с повышением категории инженер должен получить степень магистра. Дальнейшие ступеньки карьеры: начальник смены, главный инженер, начальник станции, начальник вокзала. Многие министры путей сообщения начинали свой профессиональный путь с должности стрелочника.

Оплата труда

Зарплата на 16.09.2019

Россия 32500—53000 ₽

Москва 35000—45000 ₽

Зарплата инженера по эксплуатации железных дорог, мостов и тоннелей складывается из основной зарплаты с районными надбавками в зависимости от места работы и премиями по итогам месяца, квартала и года по результатам и качеству работ.

Зарплата инженера путей сообщения во многом зависит от места работы, его навыков и способностей. Работающие в государственных учреждениях инженеры путей сообщения обычно получают фиксированную месячную зарплату.

Интересные книги о возникновении и развитии железнодорожного транспорта в России

  • История железнодорожного транспорта России. Том 1. (1836-1917 гг.)
  • История железнодорожного транспорта России и Советского Союза. Том 2. (1917-1945 гг.)
  • История железнодорожного транспорта Советского Союза. Том 3. (1945-1991 гг.)

История развития железнодорожного пути

Первые колейные дороги появились на открытых месторождениях разработки камня, в рудниках и шахтах. Они были выполнены из деревянных брусьев, быстро изнашивались и повозки сходили с пути, что очень осложняло работу. Для уменьшения износа их стали скреплять чугунными или железными полосами.

Первый чугунные рельсы появились в XVIII веке на Александровском заводе в Петрозаводске.

Первая железная дорога со всеми ее основными элементами — насыпями, выемкой, виадуком, мостом — была построена на Алтае горным инженером П.К.Фроловым на Змеиногорском руднике Колывановского камнерезного завода. Первые рельсы изготавливались из чугуна. С течением времени стало ясно, что стальные рельсы изнашиваются меньше и равномернее, чем чугунные. Поэтому в настоящее время во всех странах используют только стальные рельсы с включениями кремния, марганца и других добавок, усиливающих их прочность.

В 1837 г. была построена железная дорога Петербург - Царское Село (г. Пушкин) длиной 27 км. На дороге было сооружено 42 деревянных небольших моста пролетами по 2 - 3 м. Мост через Обводный канал был длиной 25,6 м.

Большим шагом вперед в совершенствовании железнодорожных путей стало строительство в 1842-1851 гг. линии Петербург - Москва протяженностью 651 км.

В 1913 г. протяженность сети железных дорог составляла 71,7 тыс. км. Основная часть сети (83%) находилась в европейской части страны. До Великой Отечественной войны была построена на юго-востоке страны Туркестано-Сибирская магистраль (1452 км).

В послевоенные годы наряду со строительством новых железнодорожных линий проводились большие работы по усилению пути. Начали прокатываться на отечественных заводах и укладываться в путь рельсы тяжелых типов (Р65), внедрялись железобетонные шпалы, бесстыковой путь.

Протяженность железных дорог СССР составляла около 12% протяженности железнодорожных линий мира. Они выполняли более половины грузооборота всех железных дорог, а внутри страны перевозили более 70% грузов.

Грузонапряженность железных дорог СССР не имела аналогов в мире: в 5 раз превышала грузонапряженность дорог США, около 6 раз - ФРГ и Франции, в 15 раз - Англии.

В конце 80-х годов в СССР эксплуатационная длина сети железных дорог составляла около 145 тыс. км. В сеть железных дорог входило 32 дороги, 185 отделений железных дорог, свыше 11000 железнодорожных станций.

Железнодорожный транспорт во всем мире и в XXI веке остаётся наиболее популярным и выгодным видом пассажирских и грузовых перевозок. От общего объёма грузооборота в России на пассажирооборот в системе железнодорожного транспорта падает более 40%, а на грузооборот в два раза больше — 80%. Железнодорожную сеть России обслуживает почти 2% работоспособного населения страны. Поэтому кадры для работы в системе железнодорожного транспорта востребованы в наше время и будут востребованы ещё не одно десятилетие.

Вконтакте

Специальность 25.05.04 «Эксплуатация железных дорог» и её профили

Современная железная дорога – развёрнутая сеть производств, требующая специалистов разной категории и квалификации. Большинство железнодорожных профессий предполагает наличие высшего или среднего специального образования, которое получают в профильных институтах, техникумах и колледжах. Одна из основных железнодорожных специальностей «Эксплуатация железных дорог».

Данная специализация является программой высшего образования и предполагает подготовку кадров, которые обеспечивают техническое обслуживание и эксплуатацию систем железнодорожного транспорта. Будущая квалификация , присваиваемая выпускнику института по данной специализации: инженер путей сообщения.

Специальность имеет следующие профили подготовки (углублённое изучение в рамках одного предмета узкого поля деятельности):

Профиль подготовки указывается не в дипломе, а в приложении, где после направления и перечисления общих дисциплин, в графе «специализация» прописываются профильные дисциплины.

Профессии по специальности

Как видно из перечня профилей данной специальности, кроме приобретения знаний в области основных железнодорожных дисциплин, студенты овладевают маркетингом и информационными технологиями. Эти профессиональные знания и навыки позволяют им претендовать на следующие должности в системе железнодорожных сетей и метрополитенов России:

Специалистов, получивших образование по данной специальности и имеющих некоторый опыт работы на простых должностях, чаще других назначают на руководящие должности в системе технического обслуживания и безопасности железнодорожного транспорта.

Помимо инженерно-технологической направленности , эта специализация после окончания магистратуры и аспирантуры позволяет заняться преподавательской и научной деятельностью в данной области.

Где можно пройти обучение по данной специальности

Основных вузов, готовящих специалистов для работы на железных дорогах России, всего девять.

ГУПСы (университеты путей сообщения) распределены по всем округам России и находятся они в городах Москва, Санкт-Петербург, Самара, Ростов, Екатеринбург, Томск, Омск, Иркутск, Хабаровск. Развёрнутая сеть филиалов и институтов, входящих в состав ГУПСов, даёт возможность жителям многих отдалённых областей получить «железнодорожное» образование недалеко от места основного проживания.

Самый крупный железнодорожный вуз «Российский университет транспорта (МИИТ)» расположен в Москве. МИИТ существует с 1896 года и является одним из самых старых учебных заведений данного профиля. Институт в 1993 году получил статус университета, но фирменное сокращение, МИИТ (Московский институт инженеров транспорта), используемое с 1924 года, в названии учебного заведения было сохранено.

МИИТ - основной поставщик квалифицированных кадров для метрополитена Москвы и метрополитенов других городов России.

Обучение в институтах и университетах путей сообщения ведётся на бюджетной (квота, целевые места) и на платной основе. Данные по количеству бюджетных, целевых и платных мест публикуются на официальных сайтах учебных заведений. Самым крупным заказчиком специалистов, оплачивающим целевые места в железнодорожных университетах и институтах, является компания «Российские железные дороги». Ежегодно РЖД отправляет на обучение более 10 тыс. целевиков в Москве, и в других регионах России. В целях стимулирования качественного обучения компания РЖД реализует стипендиальные программы, грантовые проекты для студентов и вузов своего профиля.

Специализация «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог»

Абитуриенты, родители и пользователи часто путают две специальности: «Эксплуатация железных дорог» и «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог». Происходит это из-за присутствия трёх одинаковых слов в названии: «эксплуатация», «железных», «дорог».

Первое различие между ними состоит в том, что «Эксплуатация железных дорог» является специалитетом высшего образования. Специализация «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог» изучается в техникумах и колледжах.

Второе отличие заключается в дополнительной фразе «подвижного состава», уточняющей, что будущие технологи, прошедшие обучение по этой специализации, будут заниматься вагонами, паровозами, локомотивами, то есть оборудованием, которое движется по рельсам. Сфера профессиональной деятельности специалитета «Эксплуатация железных дорог» совершенно иная. О чём свидетельствует перечень профилей (узкой специализации) и перечисление возможных должностей.

Зарплаты специалистов железнодорожного транспорта

При выборе будущей профессии не последнюю роль играет размер оплаты будущей трудовой деятельности. Планирующих поступать в железнодорожные вузы, конечно, интересует вопрос о том, сколько получает железнодорожник. По данным, опубликованным в отраслевой газете «Гудок», средняя зарплата железнодорожников в 2016 году выросла до 46,8 тыс. рублей. Разумеется, по этой «усреднённой» цифре не видно разницы между оплатой работы санитарки в железнодорожном санатории и зарплатой вице-президента компании РЖД.

Но если просмотреть сайты , где публикуются вакансии в железнодорожной отрасли, то обобщенно эти зарплаты выглядят так:

  • Должность, где требуется высшее образование, наличие опыта по данному профилю и 2–3 года стажа работы — 30–45 тыс. руб.
  • Должность руководителя какого-либо отраслевого участка - от 40 тыс. руб.
  • Должности, где требуется среднее специальное образование (с них выпускники вузов, как правило, и начинают свою работу в отрасли) - 22–30 тыс. руб.

К этим зарплатам добавляются различные виды надбавок за особые условия работы и премии.

В системе железнодорожного транспорта, кроме государственной транспортной компании «РЖД», работают и другие операторы железных дорог. Размеры оплаты на этих коммерческих предприятиях могут значительно отличаться от указанных в статье.

Эксплуатация железных дорог - это производственная деятельность железных дорог, их предприятий и подразделений, связанная с организацией и осуществлением перевозочного процесса. Эксплуатация железных дорог объединяет и реализует деятельность всех элементов и подсистем железнодорожного транспорта. В основу организации перевозочного процесса и движения поездов на железных дорогах положены следующие важнейшие принципы: высокопроизводительное и экономичное использование технических средств; внедрение прогрессивных технологий; научная организация труда и управления во всех звеньях и четкое взаимодействие их на основе единого плана-прогноза; удобное для пассажиров обслуживание; увязка с работой других видов транспорта. При четкой организации эксплуатации железных дорог обеспечивается полное удовлетворение потребностей страны в перевозке грузов и пассажиров с наименьшими затратами средств, а также повышается конкурентоспособность перевозок, экономическая устойчивость отрасли.

Организация эксплуатационной работы должна соответствовать корпоративным интересам ОАО «РЖД»: повышению доходности перевозок, сокращению издержек на перевозки грузов, повышению экономической ответственности и заинтересованности всех структурных единиц в улучшении финансово-экономических результатов работы филиалов ОАО «РЖД» и корпорации в целом, ориентации на качественное транспортное обслуживание клиентов.

К эксплуатационной работе в широком понимании относится вся работа железных дорог, связанная с перевозочной деятельностью: грузовая и техническая работа станций, организация движения поездов, все виды работ, связанные с организацией пассажирских перевозок, содержание и обслуживание подвижного состава и постоянных устройств железнодорожного транспорта.

В более узком смысле слова под эксплуатационной работой понимают только работу подвижного состава.

Главной особенностью эксплуатационной работы железнодорожного транспорта является то, что она осуществляется совместно различными подразделениями: дорогами, отделениями, станциями, депо и т.п.

Очень небольшое число технологических циклов, связанных с перевозкой грузов и пассажиров, начинаются и заканчиваются в пределах одной дороги, а тем более одного отделения дороги. Как правило, в выполнении перевозки участвуют несколько отделений и дорог. Связанные с этим проблемы по-разному проявляются в различных сферах деятельности железных дорог.

Различают техническую эксплуатацию , включающую в себя организацию движения поездов, эксплуатацию и проектирование железнодорожных станций и узлов, организацию пассажирских перевозок, а также коммерческую эксплуатацию , к которой относятся организация грузовой и коммерческой работы, фирменное обслуживание клиентуры.

Важнейшее значение в совершенствовании эксплуатационной работы железных дорог имеют широкое применение информационных технологий, оптимизация перевозочного процесса, современных методов учета и анализа.

При организации эксплуатационной работы необходимо учитывать теснейшую связь и взаимодействие всех подразделений и производственных коллективов, занятых обеспечением перевозочного процесса. Основной задачей эксплуатации железных дорог является выполнение перевозок с минимальными затратами средств и максимально возможной быстротой, с обеспечением при этом безопасности движения поездов. Чем выше уровень эксплуатационной работы, тем полнее удовлетворяются потребности народного хозяйства и населения страны в целом, производительнее используются подвижной состав и постоянные устройства, меньше требуется провозной способности дорог.

Управление эксплуатационной работой железных дорог должно быть подчинено выполнению отраслевых стратегических задач. Это реализуется через формирование единой системы планирования, включающей в себя:

Стратегические планы (программы) на 7-10 и более лет;

Среднесрочные («скользящие») планы на 3 года;

Текущие планы и бюджеты - на год и квартал (с помесячной разбивкой).

Приоритетность разработки планов следующая:

1) стратегические (разрабатываются один раз на последующий период);

2) среднесрочные (разрабатываются на 3 года по «скользящей» схеме;

3) текущие (разрабатываются один раз на очередной период).

Среднесрочные планы должны детализировать стратегические. При этом

По основным показателям среднесрочные планы должны соответствовать траектории движения к достижению долгосрочных плановых показателей.

Текущие планы на год должны соответствовать плановым показателям первого года среднесрочного периода, годового плана, при этом они должны обеспечивать последовательную реализацию годовых бюджетов.

Корректировка стратегических планов (программ) осуществляется в случае существенного изменения внешних или внутренних факторов деятельности железнодорожного транспорта.

Реализация системы бюджетирования на железнодорожном транспорте направлена на получение действенной системы корпоративного управления ресурсами. Эта система должна позволять в реальном режиме времени оптимизировать затраты для обеспечения финансовой состоятельности основных видов деятельности (бизнеса) компании с целью повышения их конкурентоспособности на рынке транспортных услуг и укрепления финансовой устойчивости отрасли в целом.

Отлаженная эффективная система бюджетирования позволит:

На стадии планирования на каждом уровне управления обеспечивать первоначальную сбалансированность объемных показателей и затрат на их выполнение, прозрачность в отнесении расходов по видам деятельности;

Применять метод непрерывного составления бюджетов в автоматизированном режиме, что значительно упрощает процесс планирования и делает его итеративным;

В процессе выполнения плана повысить уровень управляемости затратами и обеспечить должный контроль над целевым использованием трудовых, материальных и финансовых ресурсов, заложенных в бюджетах. Своевременно принимать эффективные управленческие решения для устранения существенных отклонений (превышающих определенный предел, который устанавливается руководством, например, ± 1%) фактических показателей от плановых (нормативных), добиваясь при этом наилучшего использования ресурсов. В процессе применения системы управления по отклонениям на практике появляется реальная возможность оценить степень напряженности действующих норм и нормативов для разработки более прогрессивных. Это способствует оптимизации расходов на стадии их планирования.

В результате формируется гибкая система, обеспечивающая планирование будущих результатов деятельности и необходимых ресурсов, снижение риска непредвиденных расходов и экономию в расходах за счет координации всех сторон своей деятельности, многовариантное прогнозирование, контроль за достижением поставленных целей и своевременную их корректировку при изменении внешних и (или) внутренних условий.

В связи с этим эксплуатационная работа регламентируется рядом важнейших документов, имеющих единое для всей железнодорожной сети значение. К этим документам относятся:

Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации - законодательный акт, регулирующий взаимодействие железных дорог и клиентуры по выполнению перевозок. Он определяет порядок выполнения перевозок, права, обязанности и ответственность железных дорог, организаций и лиц, пользующихся железнодорожным транспортом;

Правила технической эксплуатации (ПТЭ) железных дорог, устанавливающие систему организации движения поездов, требования к подвижному составу, сооружениям и устройствам, порядок работы железных дорог и работников железнодорожного транспорта;

График движения поездов, увязывающий работу и определяющий загрузку всех подразделений железнодорожного транспорта, занятых эксплуатационной работой;

План формирования поездов, представляющий собой систему организации вагонопотоков. Он определяет объем работы станций по формированию и расформированию поездов, формирование поездов маршрутами без переработки на технических станциях и распределение маневровой работы между сортировочными станциями;

Система комплексного регулирования парка грузовых вагонов, которая определяет задания по ежесуточной сдаче груженых и порожних вагонов по стыковым пунктам дороги и своевременный подвод порожних вагонов к местам погрузки по кратчайшим маршрутам. В настоящее время введены также соглашения, регламентирующие использование парка грузовых вагонов странами СНГ.

Вместе с тем, эксплуатационная работа на каждой железной дороге имеет свои специфические особенности, обусловленные природными и климатическими условиями, объемом и структурой перевозимых грузов и пассажиров, распределением их по направлениям и во времени, количеством главных путей на перегонах, размещением сортировочных и технических станций, видом тяги, средствами автоматики, телемеханики и связи, мощностью верхнего строения пути и другими факторами. На ряде железных дорог погрузка значительно превышает выгрузку, и на них основное внимание уделяется организации грузовой работы и формированию поездов. На дорогах, где выгрузка превышает погрузку, большее место занимает организация выгрузки и возврата порожняка в пункты погрузки. Ряд дорог имеет значительный объем транзитных перевозок, для которых большое значение имеет обеспечение повышенной скорости продвижения поездов. Наконец, есть группа дорог с преобладанием перевозок в местном сообщении, у них свои специфические особенности в организации эксплуатационной работы и ее управлении. При формировании новой структуры сети дорог их протяженность и объем местного сообщения существенно повысятся, что предъявит новые требования к уровню технического, информационного и технологического обеспечения эксплуатационной работы.

Эксплуатационная работа железных дорог имеет ряд существенных особенностей, отражающих специфику транспорта как материальной инфраструктуры. Одна из них состоит в том, что производственный цикл начинается на одних железных дорогах, а продолжается и заканчивается на других предприятиях железнодорожного транспорта. На первый взгляд, кажется, что в этом нет ничего специфического. Многие виды промышленной продукции так же последовательно обрабатываются на нескольких предприятиях. Но в отличие от промышленности, на железных дорогах от одного предприятия на другое переходят не только предметы труда (грузы), но и средства труда (вагоны и локомотивы). Локомотивы закреплены за определенными депо, куда, как правило, и возвращаются, а вагоны обращаются по всей сети железных дорог. Этой особенностью обусловлено наличие в эксплуатационной работе железных дорог специфической области деятельности - регулирования вагонных парков.

В основе организации эксплуатационной работы лежит план-прогноз по объему перевозок. Количество следующих по участкам сети поездов и их направление зависят от размещения пунктов погрузки грузов и грузовых потоков. Структура перевозимых грузов и пассажиров определяет типы подвижного состава, а размеры и направление потоков грузов и пассажиров - объем работы станций, депо, вокзалов, количество вагонов, подлежащих переработке и сдаче на другие отделения и дороги. Эксплуатационная работа на каждой железной дороге и отделении имеет присущие им особенности.

Локомотивы приписаны к конкретному депо и, соответственно, относятся к определенным дорогам, но плечи работы локомотивов часто не совпадают с границами дорог. Существуют так называемые заезды локомотивов на другие дороги, что создает определенные проблемы с оценкой расходов, связанных с работой локомотивов и компенсацией этих расходов.

Грузовые вагоны свободно обращаются по всей сети дорог, в связи с чем существует централизованное регулирование работы парка грузовых вагонов в масштабе всей сети. Это также сопряжено с определенными сложностями. Например, железная дорога заключает с предприятием договор на подачу под погрузку вагонов определенного типа в заданные сроки, но из-за необходимости сдавать порожние вагоны данного типа в сетевую регулировку выполнение договора срывается, что ведет к экономическим потерям.

Аналогичные проблемы существуют и в отделениях дорог.

В основе планирования эксплуатационной работы лежит план перевозок грузов и пассажиров. В зависимости от планируемых грузо- и пассажиропотоков, от структуры перевозок по родам грузов планируются количество вагонов и локомотивов, необходимых для осуществления перевозок на каждой дороге (отделении), и структура парка вагонов и локомотивов (структура парка вагонов связана с тем, какие грузы перевозятся, а структура парка локомотивов - с интенсивностью грузопотоков).

В свою очередь, на основе плана эксплуатационной работы планируются обслуживание и ремонт подвижного состава, контингент работников, занятых основной деятельностью, расход электроэнергии и топлива на тягу поездов, необходимость развития пропускной и провозной способности железных дорог, а соответственно и капитальные вложения в подвижной состав и постоянные устройства.

Планирование и управление эксплуатационной работой должно быть ориентировано на минимизацию эксплуатационных расходов и, в то же время, на достижение высокого качества транспортного обслуживания клиентов, что позволит увеличить объем перевозок, а следовательно, и доходы железных дорог.

Таким образом, при планировании эксплуатационной работы и управлении ею необходимо стремиться к сокращению расходов и росту доходов, т.е. повышению эффективности работы железнодорожного транспорта.

В период «пиковых» нагрузок на железных дрогах, существовавших в 80-е гг. ХХ в., планирование эксплуатационной работы было сориентировано на выполнение постоянно возраставших объемов перевозок грузов и пассажиров. В частности, проводились мероприятия по повышению нагрузки вагонов, внедрялась технология формирования и вождения длинносоставных тяжеловесных поездов. Благодаря этому в нашей стране была достигнута более высокая интенсивность использования подвижного состава и постоянных устройств железнодорожного транспорта, чем в любой другой стране мира.

Однако мероприятия по интенсификации эксплуатационной работы нередко идут в разрез с качеством транспортного обслуживания (скоростью и надежностью доставки, сохранностью перевозимых грузов). Например, ориентация на то, чтобы выдержать жесткие нормы состава грузовых поездов, делает время накопления вагонов трудно предсказуемой величиной, зависящей от множества факторов. В этих условиях невозможно обеспечить гарантированную доставку грузов к заданному сроку. Особенно ненадежна доставка одиночных контейнеров и мелких отправок, которые в пути следования перегружаются, сортируются и накапливаются.

В связи с этим спрос на железнодорожные перевозки мелких отправок резко упал, а их доля в общем числе отправок сократилась более чем в 10 раз, прежде всего из-за их «ухода» на автомобильный транспорт. Уменьшилась и доля контейнерных отправок в железнодорожных перевозках. Все это, естественно, привело к потере доходов.

Чрезмерная интенсификация работы железных дорог нередко противоречит сокращению эксплуатационных расходов: чрезмерное увеличение состава поездов, повышение нагрузки вагонов дает не экономию эксплуатационных расходов, а их увеличение.

Таким образом, в существующих условиях конкуренции между различными видами транспорта управление эксплуатационной работой должно быть сориентировано на наиболее качественное удовлетворение спроса на перевозки с минимально возможными затратами.

 


Читайте:



Загорелась ошибка двигателя: что делать и как стереть

Загорелась ошибка двигателя: что делать и как стереть

В этой статье мы рассмотрим, как правильно проводить возвраты и ошибочные чеки на онлайн-кассах, чтобы не вызвать вопросов со стороны налоговой...

Самостоятельная установка утм, транспортного модуля для егаис Пошаговая инструкция как запустить или перезапустить УТМ

Самостоятельная установка утм, транспортного модуля для егаис Пошаговая инструкция как запустить или перезапустить УТМ

Описание проблемы. Транспортный модуль отвечает за передачу накладных в систему и из системы ЕГАИС. Причины не запуска УТМ: Не вставлен аппаратный...

Сигналы светофора и регулировщика Светофор трамвая сигналы значения пдд

Сигналы светофора и регулировщика Светофор трамвая сигналы значения пдд

Копирование и распространение данного материала без согласия авторов запрещено.Сигналы светофоров.Для регулирования движения трамваев используются...

Genesis GV80 — Первый кроссовер «Hyundai Premium

Genesis GV80 — Первый кроссовер «Hyundai Premium

Цена: от 2 284 000 руб. Самая большая корейская автомобильная компания разработала Hyundai Genesis 2016-2017 G80 (Хендай Дженезис) – элитарная...

feed-image RSS