Главная - Советы
Выбираем тахометр на лодочный мотор. Тахометр для установки на лодочный мотор Схема подключения тахометра лодочному мотору
Тахометр - самый главный прибор на катере водномоторника. Тахометру выделяется центральное место на приборной панели катера.
Тахометр просто необходим для контроля оборотов двигателя при подборе винта - мотор должен развивать максимальные обороты рекомендованные производителем путем подбора винта. Для обеспечения скорости, ресурса и экономичности.

Тахометр - представляет собой счетчик импульсов в электросистеме двигателя, напрямую зависящих от частоты вращения коленвала. Пересчитанные прибором результаты измерений отражаются либо обычной стрелкой на циферблате, либо в виде цифр на жидкокристаллическом дисплее.

Тахометр для катера может быть двух видов – цифровой и аналоговый

В век повальной цифровизации это не смогло не отразиться и на тахометрах для катеров - появилось много дешевых цифровых моделей тахометров. Но тем не менее, как правило в качестве тахометра на катере используется стрелочный прибор - глаз человека быстрее воспринимают аналоговую информацию в виде угла поворота стрелки, нежели ее цифровое значение, тем более, что высокая точность во время движения катера не нужна.

Автомобильный тахометр на катер

Автомобильный тахометр - считает импульсы в цепи системы зажигания - четырехтактный четырехцилиндровый мотор за один оборот коленвала дает 2 импульса для образование искры на свечах.

Тахометр подвесного двигателя - считает электрические импульсы от катушек магдино (магнето). Количество импульсов за один оборот коленвала будет соответствовать количеству катушек - четыре, шесть, восемь...

Поэтому установить автомобильный тахометр на катер без напильника (паяльника) не получится.

Аналоговый тахометр на катере

Работа аналогового тахометра осуществляется по электронному принципу - сигнал от вала передается по проводам на микросхему, которая в свою очередь задает движение стрелки по градуированной шкале.

Стрелочный тахометр - счетчик импульсов от системы зажигания подвесного двигателя от магнето, одинаково работает как на четырехтактных моторах, так и на двухтактных. Количество импульсов определяется количеством обмоток магнето (магдино).

Шкала тахометра лодочного мотора как правило имеет максимальное значение 6000 об/мин. Для большинства лодочных моторов максимальные рекомендованные обороты 5500 об/мин., исключение составляет Suzuki DF140, где максимальные обороты - 6200об/мин (может еще какие нибудь, я не знаю...).

Так что 6000 об/мин. на шкале тахометра для катера - вполне достаточно, а за счет более крупной цены деления можно более точно считывать показания прибора.

Установка и подключение тахометра

Устанавливая тахометр на панель приборов надо выбрать место, где он будет хорошо виден, желательно чтобы не перекрывался штурвалом. Стандартный диаметр отверстия под тахометр - 87мм .

Не пугайтесь при покупке тахометра, если стрелка прибора не лежит на отметке 0, она упадет после того, как вы его подключите.

Установка на катер и подключение тахометра очень просты - сможет выполнить любой пионер, не говоря уже о водкомоторнике, особенно при наличии фирменного кабеля ценой 20-30$ - останется только соединить разъем.

При отсутствии "фирменного" кабеля для подключения тахометра на катере (состоящего из нескольких кусков разноцветных проводов обмотанных черной изолентой) его можно изготовить самостоятельно и при этом сэкономить 95% от стоимости - этого с избытком хватит на пиво и воблу. Достаточно купить в любом электрическом магазине клеммы и по 1 метру многожильного провода в разноцветной изоляции. Места пайки провода с клеммой необходимо закрыть термоусадочным кембриком.

Не крутить винт калибровочный ADJUST! (винт калибровки тахометра в пределах +/- 3%.) Калибровку необходимо производить при наличии заведомо исправного мастер тахометра на средних оборотах двигателя.

Количество импульсов для правильной работы тахометра

Выбор положения селектора "RANGE SELECTOR" на тахометре зависит от количества катушек на магнето лодочного мотора. Это связано с тем, что магнето подвесных двигателей различаются количеством полюсов, поэтому выдают разное количество импульсов за один оборот коленвала .

Чтобы самостоятельно определить количество создаваемых импульсов на один оборот коленвала, нужно разделить количество полюсов на два, но можно воспользоваться таблицей представленной ниже:

Производитель/Модель Кол-во полюсов генератора Положение переключателя тахометра
EVINRUDR/JOHNSONR/OMC SEADRIVER/:
Менее 70 л.с. (2-тактные, 2 цилиндровые) 10 5P
FORCE (MARINE):
50 л.с. (до начала 1987, модели A, B) 8 4P
Все остальные модели 12 6P
HONDA
35/40/45/50 л.с. с генератором 6 3P
Прочие модели HONDA с генератором 4 2P
MERCURY/MARINER:
2-х тактные модели:
6-25 л.с. (производства США) 8 4P
30/40 л.с., серийный номер USA 0G53314 и дальше 12 6P
35/40 л.с., серийный номер USA #582399, Бельгийский серийный номер #9298955 и выше 8 4P
Все прочие 2-х тактные модели 12 6P
4-х тактные модели:
8/9.9 л.с. 6 3P
Все прочие 4-х тактные модели 12 6P
SUZUKI:
2-х тактные модели:
менее 55 л.с., (за исключением указанных ниже), 60/65 л.с. до 1985 вкл. Cabrea 50-60 л.с. 4 2P
25/30 л.с. (с 1993 года); 55/65 л.с. (с 1985 года) 6 3P
75 л.с. и выше (с 1985 и новее); Cabrea 75 л.с. и выше 12 6P
Все 4-х тактные модели Suzuki 12 6P
TOHATSU/NISSAN:
Все 2-х цилиндровые модели с генератором 4 2P
Все 3-х цилиндровые модели 6 3P
Все 4-х цилиндровые модели 12 6P
YAMAHA:
2-х тактные модели:
9.9/15 л.с. 4 2P
25-70 л.с. 6 3P
90-250 л.с. 12 6P
4-х тактные модели:
F/T 9.9 л.с., F 15 л.с. 6 3P
F/T 25 - 225 л.с. 12 6P
SELVA:
2-х тактные 9,9-100 л.с., 4-х тактные 8-15 л.с. 6
4-х тактные 25-115 л.с. 12

Дополнительно список моторов и количество катушек магнето можно посмотреть здесь -

На кой чёрт он нужен, этот тахометр? Есть лодка, куплю мотор и буду себе без проблем кататься. К чему мне ещё платить деньги за приборчик, который будет показывать какие то там циферки... Кому интересны обороты развиваемые двигателем? Я рыболов, а не какой то там сервисмен занимающийся ремонтом и отладкой подвесных лодочных моторов, и мне он вряд ли будет полезен...
Именно так, думает большинство начинающих водномоторников.
Они даже не предполагают иной раз, насколько полезной бывает информация, которую можно получить при помощи самого простейшего тахометра и как её можно использовать.

Об этом и поговорим.

Какой тахометр выбрать?

Пожалуй, самый первый вопрос в котором нужно определиться при покупке своего первого тахометра. Ну что же, давайте разберёмся...

Маленький ликбез по принципам работы тахометров для ПЛМ.

Любой электрический тахометр представляет собой счетчик импульсов в электросистеме двигателя. Пересчитанные прибором результаты измерений отражаются либо обычной стрелкой на циферблате, либо в виде цифр на жидкокристаллическом дисплее. НО!
Принцип работы автомобильного тахометра отличается от принципов работы тахометра для ПЛМ.

Автомобильный тахометр считает импульсы в первичной цепи системы зажигания, размыкаемой механическим или электронным прерывателем.
А вот тахометр для подвесного лодочного мотора считывает электрические импульсы не от цепи низкого напряжения системы зажигания как у автомобиля, а либо:

  1. Непосредственно от катушек освещения магдино ("магнето + динамо"), играющего на большинстве ПЛМ роль генератора, так как не имеют собственного автономного питания.

    Для правильной настройки такого тахометра Вам потребуется узнать количество импульсов, создаваемых магдино. Оно определяется количеством полюсов магдино поделённых на два . На большинстве импортных ПЛМ полюсов может быть четыре, шесть, восемь или двенадцать. Встречаются и исключения. Например, на части моторов "Evinrude" и "Johnson" применяются 10-полюсные генераторы.

  2. Либо непосредственно с одного из свечных проводов, прямо через его изоляцию.

    В этом случае для них важно лишь одно - двухтактный мотор или четырехтактный. Число цилиндров при этом никакой роли не играет!
    Ведь в первом случае (два такта) свеча срабатывает 1 раз при каждом обороте коленвала, а во втором (четыре такта) - через раз.
    В случае с многоцилиндровым двигателем, достаточно будет подключить такой тахометр к высоковольтному проводу, идущему к ЛЮБОЙ свече зажигания ЛЮБОГО цилиндра.

    Такие тахометры как правило питаются от собственной встроенной батарейки, которой вполне хватает на несколько лет непрерывной работы тахометра.

Есть тахометры, заранее настроенные только на моторы определенной марки. Так, например, комбинированные тахометры "Suzuki", предназначенные для четырехтактников, не имеют селектора переключения режимов, поскольку все движки серии "DF" оборудованы только 12-полюсными генераторами.
Или модели тахометров предназначенные только для двух, либо для четырёхтактных моторов (например модели тахометров "Quicksilver"). Обращайте внимание на этот факт при покупке.

Впрочем, не забивайте себе голову такими сугубо техническими подробностями. Для определения количества полюсов магдино того или иного мотора, можно попросту свериться с соответствующей , в которой приведены марки и модели некоторых моторов или обратиться к инструкции по установке которую всегда можно найти в интернете.
А в конструкции универсальных тахометров, предназначенных для работы как с двухтактными, так и с четырёхтактными моторами, имеется либо селектор режимов работы, расположенный на задней части тахометра, либо специальное меню настроек (у цифровых тахометров).

И даже не зная технических тонкостей, Вы всегда сможете подобрать соответствующий режим "методом тыка"...
Важно при этом помнить, лишь одно - настройку режимов тахометра нужно производить при заглушенном двигателе!

Проверить правильность подобранных "методом тыка" настроек, можно по показаниям тахометра на холостых и максимальных оборотах. Они должны соответствовать паспортным, указанным в инструкции к мотору.
Так что не бойтесь пробовать.

Функционал заложенный в тахометре.
Тахометры встречаются в самом различном исполнении. Есть простые тахометры - показывающие лишь обороты двигателя, а есть такие, которые ещё и моточасы считают (время которое отработал двигатель с момента начала его эксплуатации). Есть ещё и такие, в которых заложены и иные функции. Например - показания датчика температуры, давления масла (при наличии дополнительных датчиков) и бог весть ещё чего.

На мощных подвесных лодочных моторах, такие функции как контроль температуры и давления масла, часто реализованы при помощи дополнительной световой и звуковой сигнализации получающей сигналы от встроенных датчиков, предусмотренных в конструкции самого мотора. Так что эти функции заявленные в дорогих моделях тахометров, для этих моделей, вовсе никчему... Достаточно будет прибора лишь с функцией простого тахометра.

Наличие таких показаний тахометра для маломощных ПЛМ, желательна... Но реализация этих возможностей (для тахометров поддерживающих эти функции), требует установки дополнительных датчиков, что часто сопряжено как с техническими, так и конструктивными трудностями.
Для обычного ПЛМ вполне достаточно будет показаний оборотов двигателя и счётчика моточасов. Поэтому при покупке выбирайте модели именно с такими функциями.

Первый и самый главный аргумент выбора большинства пользователей в пользу Китаепрома - дешевизна. Ну тут, как говорится - кто бы спорил... ФирмА - по любому тут проигрывает...
Второй критерий выбора - возможность смены батарейки. Желательная скажем так фишка... но сомнительная... Ибо если есть возможность вскрыть и заменить, значит есть и реальная возможность всё это дело замочить водою со всеми вытекающими далее проблемами.
Третий, на который практически НИКТО в самом начале не обращает внимания - чёткость дисплея отображающего информацию. Реалии чаще таковы, что фирменные тахометры, имеют более чёткое изображение. От того видимо и цена у них гораздо выше как не крути... К сожалению, об этом вспоминаешь, когда выходишь на воду да ещё и в солнечную погоду... Китаепром в этом плане - чаще "отдыхает"...
Четвёртый критерий - тактность двигателя для которого подходит данный тахометр. Обращайте на этот показатель внимание во избежании недоразумений, ибо есть модели, предназначенные для использования только с двухтактными или четырёхтактными моторами (о чём упоминалось выше).
Пятый - простота установки настроек и монтажа.
Шестой (пусть и не такой важный) - компактность самого прибора.
Седьмой (мало кому известный но не менее важный) - частота/скорость обновления информации на дисплее. Влияет на точность ТЕКУЩИХ показаний прибора.

Зачем нужен тахометр на подвесном лодочном моторе?

Вполне естественный вопрос, если Вы не понимаете, как можно использовать данные полученные с помощью тахометра. Рассмотрим типичные ситуации, с которыми Вам придётся столкнуться в процессе эксплуатации подвесного лодочного мотора, в которых без тахометра, Вам никак не обойтись.

Ситуация номер один.
Вы начали обкатку нового мотора. Любой, даже неопытный водномоторник, понимает, что "насиловать" новый движок в режиме обкатки, чревато последствиями. Гонять двигатель на максимальных оборотах в самом начале процесса обкатки, не придёт на ум ни одному здравомыслящему мужику, и даже школьнику. Все прекрасно понимают, что нужно соблюдать определённый режим обкатки двигателя, контролируя при этом продолжительность обкатки как на разных режимах движения, так и общую . Но как этим режимам придерживаться, не имея чёткого представления на каких оборотах работает Ваш двигатель и сколько потрачено времени на каждом конкретном режиме?

Вот тут Вас и выручит тахометр у которого имеется такая дополнительная функция, как счётчик моточасов.

Ситуация номер два.
В технической документации любого подвесного лодочного мотора, производителем обязательно указан интервал самых оптимальных оборотов, при которых двигатель способен развивать максимальную мощность при наилучшей его экономичности .
Ловить "на слух" этот интервал (как предлагают многие скептики), конечно же можно, но только в том случае, если Вы обладаете музыкальным слухом, а так же знаете наверняка, какому звуку работающего двигателя соответствуют те или иные обороты. А это как Вы понимаете, невозможно установить не имея начальных наглядных показателей, на которые можно было бы ориентироваться. Их можно увидеть только при помощи тахометра...

ИМХО. Крутить головою во время движения всё время сверяясь с показаниями тахометра - то же не есть гут. Но всё же, куда проще бегло взглянуть на тахометр, для того чтобы убедиться в том что Вы движетесь в оптимальном режиме, нежели всё время прислушиваться к его работе.

Ситуация номер три.
На практике, оптимальный режим работы двигателя наблюдается в глиссирующем режиме движения лодки. Причём, нижняя граница оборотов двигателя, должна соответствовать минимальному значению оптимальных оборотов (в этот момент лодка начинает срываться в водоизмещающий режим движения). На способность лодки двигаться в глиссирующем режиме, помимо иных факторов, немаловажное значение имеет правильный подбор гребного винта, способного вывести лодку в этот режим. Только с помощью показателей тахометра, можно грамотно подобрать гребной винт для конкретного комплекта , с конкретной снаряжённой массой, под мотором определённой мощности.

Простой конкретный пример. Если мощность мотора избыточна для лодки с загрузкой скажем 250 кг., то мы получим так называемый "перекрут" - максимально допустимые обороты двигателя (вплоть до срабатывания отсечки), не лучшим образом влияющие на моторесурс двигателя и экономичность его работы, при постоянном использовании мотора "в полную тапку".
И наоборот... Перегруз лодки (в нашем случае - снаряженный вес лодки будет более 250 кг.) приведёт к так называемому "недокрруту", режим при котором мощности мотора явно не хватает для вывода снаряженной массы в режим глиссирования.
Как при наличии избыточной мощности, так и при её недостатке, разобраться в ситуации самостоятельно и подобрать грамотно винт, поможет лишь наличие показаний тахометра.

Ситуация номер четыре.
Вы собрались в дальний поход. Даже при наличии у Вас GPS для измерения скорости и одометра для замера пройденного расстояния, без тахометра по которому в результате пробных заездов Вы можете определить средние обороты на различных режимах движения, рассчитать нужное количество топлива, будет весьма проблематично...

Резюме.

ИМХО. В общем, как тут не крути, а наличие на борту тахометра, не то что оправдано, но оно просто необходимо !
На какой марке и фирме остановить свой выбор, решать конечно же Вам.

В итоге, лично я остановил свой выбор на ФИРМЕННОМ тахометре/счётчике моточасов - Tachometer&Hour Meter TTO от фирмы Trail Tech. Приобрести его можно в различных интернет магазинах, а так же, на сайте производителя .


Компактный, надёжный (сбоев в работе судя по многочисленным отчётам на форумах не наблюдается), с чётким дисплеем, подходит как для двухтактных так и для четырёхтактных двигателей. При работающем моторе показывает обороты двигателя, после его остановки, показывает отработанные двигателем моточасы. Батарейка рассчитана на 5 лет непрерывной работы, влагозащищенное исполнение, простота монтажа и минимум интуитивно понятных настроек. Что ещё нужно?

Желаю и Вам удачного выбора!

Пожалуйста, внимательно прочитайте нижеследующую информацию перед использованием тахометра. Будьте внимательны при установке и использовании прибора - следуйте указаниям инструкции.

Важное предупреждение.
1. Пожалуйста, используйте прибор строго по назначению. Следуйте указаниям инструкции.
2. Пожалуйста, не пытайтесь самостоятельно разобрать прибор или его отдельные части.
3. Прибор влагозащищен. Он может быть использован при высокой влажности, под дождем, но не под водой.
4. Мощная вибрация или сильный удар могут привести к поломке прибора.
5. Неправильная установка отсека для батарейки на задней стенке прибора может привести к запотеванию передней панели прибора и попаданию влаги внутрь прибора.
6. Поскольку данный прибор имеет экран с подсветкой, его энергопотребление достаточно большое. Когда батарейка села, пожалуйста, извлеките ее из прибора как можно скорее. Данный прибор работает от батареи типа CR2032.

Инструкция по замене батареи
1. Откройте крышку батарейного отсека. Для того чтобы открыть крышку поверните крышку при помощи монеты в направлении OPEN.
2. Установите внутрь отсека для батареи батарею типа CR2032 гладкой стороной вверх.
3. Закройте батарейный отсек. Для этого поверните крышку батарейного отсека при помощи монеты в направлении CLOSE.
Внимание: после замены батареи предыдущие данные на приборе сохранятся.

Инструкция по использованию
Режим «ТОТ» - при выключенном двигателе на дисплее отображается накопительный счетчик моточасов, показывающий количество отработанных моточасов со времени установки прибора на двигатель. На дисплее отображается индикатор «TOT».


1. Выбор режима работы прибора
1. Нажмите кнопку MENU 6 раз для перехода из режима «TOT» в режим выбора режима работы прибора. Установка по умолчанию: 1P1R.
2. Удерживайте кнопку MENU пока значение параметров, заданных по умолчанию, не начнут мигать. Выберите необходимый для Вашего двигателя режим работы прибора. Для перехода между режимами установки нажимайте кнопку SET.
3. Варианты режимов установки (1P1r, 2P1r, 3P1r и т.д.)
1P1r = 1 искра на 1 оборот (двухтактный одноцилиндровый двигатель и двухтактный двухцилиндровый двигатель с двухканальной системой зажигания)
2P1r = 2 искры на 1 оборот (двухтактный двухцилиндровый двигатель с одноканальной системой зажигания)
3P1r = 3 искры на 1 оборот
8P1r = 8 искр на 1 оборот
4P1r = 4 искры на 1 оборот
6P1r = 6 искр на 1 оборот
3P2r = 3 искры на 2 оборота
5P2r = 5 искр на 2 оборота
1P2 r = 1 искра на 2 оборота (четырехтактный двигатель с классической системой зажигания, имеющей распределитель)
Замечание. Если прибор в выбранном Вами режиме 1P2 r отображает ошибочные показатели, попробуйте установить его в режим 1P1r.
4. Подождите в течение 30 секунд пока дисплей не вернется в режим «накопительный счетчик моточасов» («TOT»). Теперь тахометр готов к использованию.

2. Установка частоты обновления
1. Нажмите кнопку MENU 7 раз для перехода из режима «TOT» в режим установки частоты обновления. Установка по умолчанию: 0.5.
3. Варианты частоты обновления:
1.0 – обновление данных каждую секунду
0.5 – обновление данных каждые 0.5 секунд.

3. RPM - количество оборотов в минуту
Во время работы двигателя прибор автоматически переключается в режим работы тахометра и отображает текущее количество оборотов в минуту, производимых двигателем («RPM»). При остановке двигателя прибор автоматически переключается в режим отображения накопительного счетчика моточасов («TOT»).

4. MAX RPM - максимальные обороты двигателя
1. Нажмите кнопку MENU 5 раз для перехода из режима «TOT» в режим просмотра максимальных оборотов двигателя («MAX RPM»). Отображаются максимальные обороты двигателя в текущий момент.
2.Перезапустите двигатель и данные обновятся.
2. Удерживайте кнопку MENU пока значение параметров, заданных по умолчанию, не начнут мигать. Выберите необходимый Вам параметр. Для перехода между параметрами нажимайте кнопку SET.

5. RPM alert setting –установка критических показателей
1. Нажмите кнопку MENU 4 раза для перехода из режима «TOT» в режим установки критических показателей оборотов двигателя («RPM alert setting»). Установка по умолчанию: 8500.
2. Удерживайте кнопку MENU пока значение параметров, заданных по умолчанию, не начнут мигать. Выберите необходимые Вам параметры. Короткое нажатие кнопки SET – прибавить значение, Короткое нажатие кнопки MENU - убавить значение.
3.Когда текущее значение RPM превысит установленные показатели, значок RPM alert начнет мигать, одновременно отображая и текущие обороты двигателя. Режим мигания - 5 раз каждые 0.5 сек, остановка на 3 сек. повтор.

6. ТОТ - накопительный счетчик моточасов
Режим «ТОТ» - при выключенном двигателе на дисплее отображается накопительный счетчик моточасов, показывающий количество отработанных моточасов со времени установки прибора на двигатель. На дисплее отображается индикатор «TOT».

7. Подсветка
Нажмите MENU или SET один раз – подсветка включится. Через 2 секунды подсветка автоматически погаснет.

8. JOB – счетчик моточасов
1. Нажмите кнопку MENU 2 раза для перехода из режима «TOT» в режим «JOB» – счетчик моточасов.
2. Для сброса показателей в выбранном режиме нажмите и удерживайте кнопку «MENU». Показатели обнулятся.

9. SVC – счетчик обратнего отсчета, предназначен для контроля наработки заданного количества моточасов
1. Нажмите кнопку MENU 3 раза для перехода из режима «TOT» в режим SVC. На дисплее отобразится SVC и запустится обратный отсчет.
2. Удерживайте кнопку MENU для ввода показателей SVC пока экран не начнет мигать. Выберите необходимые Вам параметры. Короткое нажатие кнопки SET – прибавить значение, короткое нажатие кнопки MENU - убавить значение.
3. Установка по умолчанию: 20 часов. Диапазон для установки 0-200 часов. После установки дисплей автоматически перейдет в режим TOT. Это обозначает, что время SVC успешно установлено. Когда установленные Вами параметры будут достигнуты, экран начнет мигать.
4. Когда SVC мигает, нажмите SET или MENU чтобы выключить предупреждающий сигнал.
5. После выключения предупреждения SVC, счетчик автоматически запустится на то же самое время, которое уже было установлено ранее.
6. Если время SVC установлено на 0 часов – это обозначает, что функция SVC отключена.

10. Отображение заряда батарейки
1. Отображение напряжения батарейки на дисплее
На дисплее отображается полная батарейка (3 деления) – напряжение больше 3,5 V
На дисплее отображается 2 деления – напряжение 2.95 - 3,5 V
На дисплее отображается 1 делениеe – напряжение 2.85 – 2.95 V
На дисплее отображается пустая батарейка – напряжение меньше 2,85 V
2. Когда батарейка пуста, она замигает, сигнализируя о том, что ее необходимо заменить. При переустановке батарейки все данные сохраняются.

11. Прибор автоматически переходит в режим работы «ТОТ» при прекращении работы двигателя и отсутствии каких-либо операции в течение более чем 10 сек.

Моторы для лодок имеют более простое строение, чем двигатели мотоциклов и машин, поэтому в комплектации к ним не прилагаются измерительные приборы. Во время эксплуатации лодки часто может потребоваться информация о количестве оборотов мотора. Получить эти данные позволяет тахометр. Он помогает в выборе гребного винта, регулировке мотора, позволяет определить более экономный режим запуска двигателя, проверить возможные сбои в работе механизма.

Разновидности лодочных тахометров

Частота вращения коленвала определяет число импульсов, поступающих в электрическую систему мотора. Их количество подсчитывает тахометр. Катушки магдино являются генераторами в лодочных моторах, с них тахометр считывает информацию.

Индукционные тахометры для лодочного мотора представляют собой аппараты с индивидуальными источниками питания. Они предназначены для двигателей, не имеющих генераторных сигналов.

Тахометр пересчитывает данные и отображает количество оборотов коленвала за фиксированный промежуток времени. Для вывода информации используются индикаторы стрелочного типа или жидкокристаллические дисплеи.

По назначению тахометры классифицируются на следующие виды:

  • универсальные (могут работать с двигателями различных типов);
  • двухтактные;
  • четырехтактные.

Тип вывода данных подразделяет устройства на две категории:

  • аналоговые, имеющие индикатор со стрелками;
  • цифровые, обладающие цифровым дисплеем.

Тахометры цифрового типа могут взаимодействовать с другими приборами для измерения (счетчиками моточасов).

В продаже присутствуют разнообразные модели тахометров, выпускаемые известными фирмами или менее востребованными производителями. Существует вероятность приобретения поддельного устройства, поэтому перед покупкой рекомендуется посмотреть отзывы о модели, посоветоваться с друзьями и знакомыми, которые ранее приобретали подобные товары.

При выборе стоит учитывать следующие особенности строения и факторы:

  • набор функций;
  • совместимость тахометра и мотора лодки;
  • сложность установки и настройки;
  • герметичность устройства;
  • компактный размер;
  • стоимость.

Прибор может отображать только число оборотов двигателя или дополнительно показывать температуру, количество моточасов, давление масла и другие характеристики. Расширенные функции предполагают более сложную установку датчиков.

Обычно используется прибор с датчиком числа моточасов. При помощи этой функции проводится тестирование нового двигателя, определяется его ресурс. Лучше выбирать аппарат, фиксирующий моточасы за рейс и их общее число с момента ввода в эксплуатацию.

Универсальные тахометры оснащены переключателем, который меняет режимы работы в соответствии с используемым двигателем. Приборы без переключателей работают только с конкретными типами двигателей, для которых они были разработаны. Существуют аппараты, совестимые с моторами определенного производителя.

Чаще всего источник питания располагается в герметичном корпусе, который потребуется разобрать для замены батареи. Такое строение позволяет защитить прибор от попадания воды. Некоторые модели имеют отдельную крышку для батареек, что облегчает их извлечение, но герметичность при этом нарушается.

Цены на устройства значительно выше для моделей известных производителей. Такие аппараты зачастую имеют большой набор функций, повышающий их стоимость. В эксплуатации прибора могут понадобиться только некоторые из доступных функций, поэтому целесообразнее приобрести более дешевую и простую модель, если бюджет ограничен.

У цифровой модели следует проверить два параметра:

  • частоту обновления данных на экране;
  • четкость и яркость цифр, отображающихся на дисплее.

Наиболее популярные модели

Наиболее популярные модели лодочных тахометров представлены следующими марками:

  • Yamaha;
  • Mercury;
  • Suzuki.

Многофункциональный цифровой тахометр Yamaha марки 6Y8T-8350T-11-BK имеет герметичный корпус, надежно защищающий устройство от влаги. Он монтируется в разъем стандартного размера 86 мм на приборной панели, совместим с моторами марки Yamaha (F 50 и выше). Дисплей отображает моточасы, число максимальных и текущих оборотов двигателя. Стоимость этой модели составляет 23600 р.

Тахометр Mercury Flagship аналогового типа (0−8 тыс. об/мин) может быть установлен на любые разновидности моторов Mercuri. Корпус устройства устойчив к влаге, оснащен не запотевающим стеклом и стрелочным циферблатом. Цена аналогового тахометра - 5600 р.

Аналоговый тахометр Suzuki используется для моторов DF 9,9 и DT 25−40. Устанавливается в стандартный разъем 86 мм. Модель имеет устойчивое к запотеванию стекло и датчик, считывающий до 7 тыс. оборотов мотора. Двигатели Suzuki снабжены генераторами с 12 полюсами, поэтому переключатель режимов на тахометре отсутствует. Стоит устройство около 4400 р.

Установка аппарата

Установить аппарат несложно, с этим может справиться практически любой пользователь лодки с мотором. Устройство закрепляется панель приборов или на румпельный мотор, в зависимости от типа конструкции.

Монтаж тахометра включает следующий ряд действий:

Подключение также имеет некоторые особенности , зависящие от типа конструкции устройства:

  • Для тахометра без источника питания, кабель нужно подсоединить к катушкам магнидо, с которых будут считываться импульсы.
  • Если у аппарата есть источник питания, свечной провод обвивается соединительными жгутами. Число витков и дистанция до свечей зажигания указываются в инструкции (обычно достаточно 3−6 витков и расстояния в 4 см). Клеммы тахометра соединяются со жгутом.

Кабель не должен соприкасаться с подвижными и горячими участками мотора. Соединения проводятся строго по схеме. При правильном подключении и запуске мотора, прибор начнет отсчитывать число оборотов. Скорректировать отображаемые данные можно при помощи настройки.

Настройка и подбор режима действия

Общая настройка предполагает подбор режима действия устройства в соответствии с работой мотора.

Модели, работающие с однотипными моторами от разных изготовителей или различными двигателями от одной фирмы, при запуске показывают более точное число оборотов. Запустив мотор в холостом режиме, можно сравнить данные с показателями в инструкции. Если значения различаются, то необходимо провести настройку прибора, согласно руководству.

В универсальной модели нужно установить селектор в одно из положений:

Все работы по настройке прибора проводятся только с выключенным мотором лодки.

Оптимально подобранный и правильно установленный тахометр позволит качественно следить за работой лодочного мотора и своевременно замечать его сбои и неисправности.

ПРИБОР НЕ ПОСТАВЛЯЕТСЯ из за технического несовершенства и низкой надежности. Новая версия прибора ТС-011М. НОВОЕ КАЧЕСТВО ПО СТАРОЙ ЦЕНЕ.

Нажмите для перехода на страницу прибора ТС-011М

Важно! Перед установкой режимов работы прибора двигатель, на котором он установлен должен быть выключен либо прибор должен быть снят с двигателя.

1. Для выбора режима работы тахометра нажмите и удерживайте в течение 4 сек. кнопку S1 . На экране дисплея будут последовательно высвечиваться значения: 01 , 02 , 03 , 04 .

Значение 01 1 раз за 1 такт работы двигателя, т.е. 2 раза за 1 оборот маховика двигателя (большинство двухтактных двухцилиндровых лодочных моторов с одно канальной системой зажигания; под капотом установлена одна двухискровая катушка зажигания с двумя высоковольтными выводами по одному на каждую свечу зажигания );

Значение 02 переводит прибор в режим для работы с двигателями в которых импульс искрообразования подается на свечу зажигания 1 раз за 2 такта работы двигателя т.е. 1 раз за 1 оборот маховика двигателя (классический двухтактный двигатель; под капотом мотора установлены одна или две раздельные катушки зажигания, каждая на свою свечу зажигания );

Значение 03 переводит прибор в режим для работы с двигателями в которых импульс искрообразования подается на свечу зажигания 1 раз за 4 такта работы двигателя т.е. 1 раз за 2 оборота маховика двигателя (классический четырехтактный двигатель с распределителем зажигания).

Значение 04 отключает функцию тахометра, на экране дисплея будет отображаться только счетчик моточасов.

После выбора режима работы кнопкой S1 экран дисплея будет мигать в течение 8-10 сек. , после чего перейдет в режим отображения счетчика моточасов.

2. Для установки времени до сервисного обслуживания нажмите и удерживайте в течение 4 сек. кнопку S2 . При этом с правой стороны дисплея появится надпись «SERVICE» . После появления надписи нажмите и удерживайте кнопку S1 до появления в одном из сегментов дисплея необходимой цифры, обозначающей 1/10 , единицы , десятки , сотни , тысячи часов до сервисного обслуживания. Переключение от одного сегмента дисплея к другому производится нажатием кнопки S2 на 1 сек. После установки желаемого времени до сервисного обслуживания не производите ни каких действий и прибор через 14-16 сек. перейдет в режим отображения счетчика моточасов.

3. Для активации режима отсчета времени до сервисного обслуживания одновременно нажмите кнопки 1 и 2 и удерживайте их в течение 4 сек. При этом на экране дисплея высветятся два сегмента с изменяющимися от 00 до 09 значениями и прибор автоматически перейдет в режим отображения счетчика моточасов.

4. После выработки двигателем времени до установленного сервисного обслуживания на экране дисплея появиться надпись «SERVICE» .

5. Для просмотра текущего времени до сервисного обслуживания нажмите и удерживайте в течение 4 сек. кнопку S2 .

6. После появления на экране дисплея надписи «SERVICE» для ее сброса одновременно нажмите и удерживайте в течение 20 сек. кнопки S1 и S2 . По умолчанию следующий интервал времени до сервисного обслуживания будет равен ранее запрограммированному.

7. Для отключения функции тахометра и отображения на экране дисплея только счетчика моточасов нажмите и удерживайте кнопку S1 до тех пор, пока на дисплее не высветится значение 04 . Повторно нажмите кнопку S1 и через 8-10 сек. экран дисплея вернется к отображению счетчика моточасов. При работающем двигателе на экране дисплея будет отображаться только счетчик моточасов, причем сегменты дисплея будут мигать, напоминая, что режим тахометра отключен.

8. Для обнуления счетчика моточасов нажмите и удерживайте кнопку S1 05 , затем повторно нажмите и удерживайте в течение 8 сек. кнопку S1 .

9. Для обнуления счетчика моточасов и интервала времени до сервисного обслуживания одновременно нажмите и удерживайте в течение 20 сек. кнопки S1 и S2 .

10. Для отключения свечения дисплея с целью экономии ресурса элемента питания при длительных перерывах в использовании прибора нажмите и удерживайте кнопку S1 до тех пор, пока на экране дисплея не высветится значение 05 и отпустите кнопку. Дождитесь, пока на экране появятся показания 0.0, затем одновременно нажмите и удерживайте кнопки S1 и S2 до тех пор пока на дисплее прибора не сменятся показания от 0.0 до 0.9, после чего прибор перейдет в режим самодиагностики. После теста самодиагностики на экране дисплея высветится значение 0.0 и через 2 сек. экран дисплея отключится. Для активации прибора кратковременно нажмите любую кнопку.

 


Читайте:



Skyrim — Сюжетный мод «Колеса Затишья

Skyrim — Сюжетный мод «Колеса Затишья

The Wheels of Lull — огромный, полностью озвученный сюжетный мод, который тесно переплетен с миром Скайрима . Игроку предстоит вступить в отряд...

Схема автомобильного генератора: принцип работы

Схема автомобильного генератора: принцип работы

Проверка обмотки возбуждения на межвитковое замыкание Межвитковое замыкание вызывает увеличение силы тока воз­буждения. Из-за перегрева обмотки...

Системы зажигания с индивидуальными катушками Устройство высоковольтной катушки зажигания

Системы зажигания с индивидуальными катушками Устройство высоковольтной катушки зажигания

Катушка зажигания – второй элемент в последовательности системы зажигания двигателя автомобиля. Работа катушки зажигания схожа с функциями...

Автомасла и все, что нужно знать о моторных маслах Что такое гидрокрекинговое моторное масло

Автомасла и все, что нужно знать о моторных маслах Что такое гидрокрекинговое моторное масло

Гидрокрекинг предназначен для получения малосернистых топливных дистил-лятов из различного сырья. Гидрокрекинг - процесс более позднего поколения,...

feed-image RSS