Реклама

Главная - Правовые вопросы
Карта оханский уезд 4в 1858 г. Оханский уезд. Отрывок, характеризующий Оханский уезд

Оханский уезд - административно-территориальная единица в составе Пермской губернии Российской Империи и РСФСР , существовавшая в -1923 годах . Уездный город - Оханск .

География

Оханский уезд располагался в юго-западной части Пермской губернии и занимал площадь 14 280,17 км 2 (256,05 кв. мили). Через всю территорию уезда, с юга на север проходит высокий горный кряж. Начинаясь в верховьях притока Камы , реки Сивы , кряж тянется к северу и далее по Соликамскому и Чердынскому уездам. Разветвляясь в пределах Оханского уезда, кряж этот отделяет от себя отдельные горы, которые, уклоняясь к востоку, достигают реки Камы, образуя её правый возвышенный берег; в общем, этот горный кряж служит водоразделом между притоками реки Камы. Из отдельных возвышенностей водораздела наиболее значительные: Слудка , Половинная , Большая , Змеевка , Кокуй и Монастырка ; возвышенности эти, состоящие главным образом из слоистого известняка и глины , содержат железную и медную руду; почва всей площади уезда преимущественно глинистая. Будучи расположен по правой стороне реки Камы, Оханский уезд орошается исключительно правыми притоками этой реки. Река Кама на всем протяжении уезда отделяет его от Осинского и Пермского уездов и в пределах уезда вся судоходна. 9 пристаней: Бабкинская, Гольвянская, Кичижская, Нытвенская, Оханская, Рождественская, Таборская, Усть-Речинская и Частинская; общее количество товаров, грузящихся на этих пристанях - до 16 тыс. тонн (1 млн. пуд .) на 1,5 млн. р. Груз состоит, главным образом, из металлов, отправляемых с горных заводов, лесных изделий и льняного семени. Из притоков Камы наибольшее экономическое значение имеют Нытва , Очёр , Обва (принадлежит уезду только верхней частью) и Сива , отделяющая уезд от Вятской губернии . Озёр мало, они незначительны, зато много искусственных запруд по рекам, на которых расположены заводы; болота встречаются по течению рек Нытвы и Сырвы . Леса занимают до 60 % всей площади уезда, в том числе корабельные рощи - до 16,38 км 2 (1,5 тыс. дес.).

История

Население

История Оханского района в цифрах.

Юбилейные события 2014 года из истории Оханского района

165 лет назад — 1849 г.- через Оханск проехал известный русский писатель Ф.М.Достоевский вместе с петрошевцами.

155 лет назад — 1864 г. – август – проехал Н.Г.Чернышевский, писатель – философ.

130 лет назад — 1884 г. – открыта аптека. Она находилась в большом двухэтажном деревянном доме при больнице. Отпускали лекарства бесплатно, только по рецептам врачей и фельдшеров. В 1932 г. перевели в дом Ширинкина Василия Кузьмича, торговца мясом на улицу Кирова.

Годы Гражданской войны.

95 лет назад — 1919 г. – (с 11 января по 7 марта) – бои между Колчаком и Красной армией. Силой 3 батальонов Колчак с ходу хотел перейти узкое место по льду в районе деревни Кривошеиной на правый берег и захватить город, но Оханск держался 2 месяца. Бригада Каширина сделала город не преступной крепостью. Город прогремел стойкостью обороны на всю страну. Даже враг не мог не признать героизм Блюхеро – кашинских полков, именуя Оханск неприступной твердыней, а 30-ю дивизию стальной дивизией. Но противник подтянул все свои резервы, сняв их с других фронтов, окружил Оханск со всех сторон и 7 марта Колчак вошел в город.

В боях с Колчаком проявил себя как талантливый командир наш земляк С.Н.Богомягков. Родился Богомягков в 1890 году в д. Богомягково Осинского района. Учился он сначала в Беляевской школе, затем в Оханском четырехклассном училище. После окончания Казанского учительского института, работал учителем и директором школ Оханского района. Затем учеба в Омском пехотном училище. Участвовал в войне с Германией, дослужился до звания штаб — капитана. За участие в гражданской войне награжден двумя орденами Красного Знамени. Позднее генерал – лейтенант Богомягков преподавал в военных академиях им. Фрунзе и Жукова.

95 лет назад — 1919 г. (с 7 марта по 20 июня) – Оханск под властью колчаковцев. Тюрьма была переполнена. Белогвардейцы жестоко расправлялись с коммунистами и их семьями, расстреливали крестьян, трудящиеся поднимались на борьбу с Колчаком. В Оханском уезде действовал Клиповский партизанский отряд. 20 июля город был освобожден от белогвардейцев, кавалерийский полк 30-й дивизии первым ворвался в город. Отступая колчаковцы угнали всех узников, а 25 членов Притыкинского волостного исполкома расстреляли за Юго-Камском у сельсовета, в честь них был воздвигнут памятник.

95 лет назад – 1919г. – А.В.Сокрушевым была организована Шалашинская трудовая коммуна имени 3 Интернационала. Одновременно возникли и другие школы – коммуны в Оханске. Из Шалашинской школы – коммуны начался научный путь одного из создателей первого в мире радиолокатора, доктора технических наук и заслуженного изобретателя РСФСР П.К.Ощепкова. Став известным ученым, Павел Кондратьевич написал о своей жизни в коммуне и о своих учителях в книге «Жизнь и мечта». В детском доме создан музей замечательного ученого.

95 лет назад — 1919 г. – создана районная комсомольская организация и «Единое потребительское общество». На заседании Укома было решено создать Организационное бюро. Руководить им поручили Николаю Рахманову, как одному из инициативных и энергичных работников аппарата Укома партии, к тому же, молодому – ему шел всего 21 год. Родом Н.Ф.Рахманов из деревни Гальник Оханского уезда.

Оргбюро, а потом некоторое время и уездный комитет располагалось в доме местного богатея Миронова. К сентябрю 1919 г. в Оханске был создан городской Союз молодежи. Это был уже крепкий боевой коллектив. В числе его первых членов были братья Аверины (один из них работал в типографии), Леонид Щербаков, Николай Капитонов, Елена Соснина. А 19 сентября 1919 года состоялся первый в Прикамье Оханский уездный съезд РКСМ.

95 лет назад — 1919 г. – открыт детский дом на базе приюта открытого Земством. Первым директором была М.С.Сокрушева. Всю свою жизнь посвятила детскому дому Вера Робертовна Шторц, которая выросла тут после блокадного Ленинграда, была воспитателем, а затем директором детского дома (1964 -1982 гг).

Создание административного центра .

90 лет назад — 1923-1924 г – повсеместно стали создаваться «Товарищества по совместной обработке земли».

90 лет назад — 1924 г – с 1781 года по 1924 гг – Оханск был уездным административным центром. 48 волостей, из которых в 1924 году было организовано 11 районов: 1) Кировский район г.Перми (Закамск); 2) Краснокамский; 3) Нытвенский; 4) Очерский;

5) Верещагинский; 6)Карагайский; 7) Сивинский; 8) Б-Сосновский; 9) Частинский; 10) Ильинский; 11) Оханский.

В состав Оханского района вошли 8 волостей: 1) Андреевская, 2) Беляевская, 3) Дубровская, 4) Казанская, 5) Острожская, 6) Посадская, 7) Притыкинская, 8) Таборская.

90 лет назад — 1929 г.(23 августа) – С Оханской земли поднялся Ф.Е.Болотов, второй пилот первого межконтинентального перелета Москва – Соединенные Штаты Америки через Дальний Восток на самолете «Страна Советов».

Трудным был первый межконтинентальный перелет. Над Охотским морем шторм бросал самолет как щепку. Проделав за неделю 20 тысяч километров экипаж приводнился у берегов Аляски. В честь советских летчиков в Америке (Нью- Йорк) установили мемориальную доску. До сих пор она сохранилась на одном из зданий Центрального аэропорта. На потемневшей от времени бронзе высечены серп и молот и имена героев полета. Среди них имя Ф.Е.Болотова. Во время Великой Отечественной войны Болотов был летчиком – испытателем. Он награжден двумя орденами Ленина, орденами Красного Знамени.

85 лет назад — 1929 г. – биологическая станция из Нижней Курьи переведена в Оханск, получила новое название «Камская биологическая станция», директором назначен Д.Е.Харитонов (1929 – 1941 гг – на должности директора), позднее профессор Пермского университета. В эти годы проделана огромная работа по изучению Камы и ее придаточных водоемов, проведен ряд ихтиологических и годробиологических экспедиций в верховья р. Камы и в район нынешнего Камского водохранилища.

85 лет назад — 1929 г. – открыта в городе государственная трудовая сберкасса (теперь сбербанк).

65 лет назад — 1949 г. – создан СМУ – 5 (позднее ПМК – 11, ХРСМУ, теперь строительная фирма ОО «Оханская»).

65 лет назад — 1949 г.- на базе педучилища был открыт учительский институт, который просуществовал до 1955 года.

60 лет назад — 1954 г. – открыт Шалашинский противотуберкулезный санаторий

(в здании Шалашинской коммуны).

40 лет назад — 1974 г – пущен водопровод в Оханске.

40 лет назад — 1974 г.(4 декабря) — пуск Газо Компрессорной Станции, прошла первая нитка газопровода «Ниж.Тура – Ниж.Новгород».

— открыта автозаправочная станция в д. Половинка.

— в честь оханцев, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, на берегу Камы установлена стелла, на ней надпись: «2527 человек оханцев отдали свою жизнь за нашу Отчизну и ушли в бессмертие. Благодарные потомки будут чтить их память».

35 лет назад — 1979 г. – построено новое здание узла связи, вступила в строй новая аптека – построен первый 4-х этажный жилой дом (скворечник).

— около Оханска прошел нефтепровод «Сургут – Полоцк», пущена вторая нитка газопровода.

— 8 октября – завершено покрытие дороги асфальтом на маршруте «Оханск – Пермь».

15 лет назад -1999 г. – на речном вокзале открыт бар «Бриз».

15 лет назад — 1999 г. – (1 апреля) – открыт Центр детского творчества, из слияния трех учреждений Дома творчества, Центра научно-технического творчества и спортивной школы. Центр разместили в здании детского дома, директором назначена Н.К.Порошина.

15 лет назад — 1999 г. – 1 сентября – начались местные телепередачи «ТВ – Оханск».

  • Андреевская - с. Андреевское (совр. с. Андреевка),
  • Бабкинская - с. Бабка,
  • Бердышевская - с. Бердышево ,
  • Богдановская - д. Савина,
  • Богомягковская - с. Богомягковское (совр. с. Богомягково, Осинский район),
  • Больше-Сосновская - с. Больше-Сосновское ,
  • Бубинская - с. Бубинское (совр. с. Буб),
  • Беляевская - с. Беляевское (совр. с. Беляевка),
  • Верх-Очерская - с. Очерский завод ,
  • Вознесенская - с. Вознесенское,
  • Воробьевская - с. Воробьевское (совр. с. Воробьи),
  • Григорьевская - с. Григорьевское ,
  • Дворецкая - с. Дворецкое (совр. с. Дворец),
  • Дубровская - с. Дубровское (совр. с. Дуброво),
  • Екатерининская - с. Екатерининское,
  • Змиевская - с. Змиевское (совр. с. Змеевка),
  • Зюкайская - с. Зюкайское (совр. с. Зюкай),
  • Казанская - с. Казанское (совр. с. Казанка),
  • Карагайская - с. Карагайское ,
  • Кизвинская - с. Кизвинское (совр. с. Кизьва),
  • Кленовская - с. Кленовское (совр. с. Кленовка),
  • Мысовская - с. Мысы,
  • Никольская - д. Новоселы,
  • Новопаинская - с. Новопаинское,
  • Нытвинская - с. Нытвинский завод ,
  • Острожская - с. Острожское (совр. с. Острожка),
  • Очерская - с. Очерский завод ,
  • Павловская - с. Павловский завод ,
  • Покровская - с. Покровское,
  • Посадская - д. Пономаревка,
  • Притыкинская - д. Притыка,
  • Путинская - с. Путинское (совр. с. Путино),
  • Рождественская - с. Средне-Рождественский завод (совр. с. Ножовка),
  • Сепычевская - с. Сепычевское ,
  • Сивинская - с. Сива ,
  • Спешковская - с. Спешковское,
  • Старо-Путинская - д. Заполье,
  • Стряпунинская - с. Стряпунинское,
  • Таборская - с. Таборы,
  • Усть-Бубинская - с. Усть-Бубинское (совр. с. Усть-Буб),
  • Хохловская - с. Хохловский завод,
  • Частинская - с. Частые ,
  • Черновская - с. Черновское,
  • Чистопереволочная - с. Чистопереволочное ,
  • Шерьинская - с. Шерьинское ,
  • Шлыковская - с. Шлыки.

Экономика

Главным занятием жителей уезда были хлебопашество и льноводство. Засевалось: рожью 1 301,08 км 2 (119 088 дес.), пшеницей 137,87 км 2 (12 620 дес.), овсом 1 105,65 км 2 (101 200 дес.), ячменём 445,58 км 2 (40 784 дес.), полбой 1,05 км 2 (96 дес.), гречихой 58,45 км 2 (5 350 дес.), горохом 31,79 км 2 (2 910 дес.), картофелем 2,84 км 2 (260 дес.), льном 99,97 км 2 (9 150 дес.), коноплёй 2,19 км 2 (200 дес.). Средний сбор: ржи 76 185 тонн (4 650 982 пуд.), пшеницы 8 459 т. (516 442 пуд.), овса 65 201 т. (3 980 400 пуд.), картофеля 1 333 т. (81 400 пуд.), льняного семени 3 363 т. (205 300 пуд.) и волокна 1 514 т. (92 456 пуд.), конопляного семени 119 т. (7 264 пуд.) и волокна 71 т. (4 311 пуд.); в хорошем положении, благодаря обширным пастбищам и лугам, находилось скотоводство. В 1895 году насчитывалось: лошадей 73 870, рогатого скота 82 215, овец 75 356, коз 492, свиней 36 475. Из подсобных промыслов наиболее развита была выделка разных лесных изделий, которые сплавлялись по Каме; часть населения занимается на заводах и бурлачеством по Каме и Волге .

Горные заводы: казённый камский броневой завод, принадлежавший гр. Строганову Очёрский и Павловский, Нытвинский завод Камского акционерного общества. На заводах работало до 5 т. чел. и производилось до 1 млн разных металлических изделий.

Местное самоуправление

Церквей 45, школ 220, земская больница, 3 врача, 10 фельдшеров. Земские сборы составили в 1895 году 176 610 р., земские расходы 168 214 р., в том числе на земское управление 13 605 р., на народное образование 37 580 р., на врачебную часть 50 475 р. Ярмарок в уезде было до 35, с оборотом до 1,5 млн р.; все они незначительны, за исключением Крещенской ярмарки в селе Сосново , обороты которой превышали 100 тыс. р.

Известные жители

В селе Путино родились братья Макушины:

Макушин, Пётр Иванович (1844-1926) - видный деятель народного просвещения в Сибири, основатель первой в Томске публичной библиотеки, первого в Сибири книжного магазина, один из инициаторов создания первого в Сибири университета.

Макушин, Алексей Иванович (1856-1927) - врач, депутат Государственной думы I созыва от Томской губернии.

Напишите отзыв о статье "Оханский уезд"

Примечания

Ссылки

  • Оханск // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Оханский уезд

Мне бы её уверенность!.. Хотя обычно я была далеко не из пугливых, но эта ситуация заставляла меня очень сильно нервничать, так как здесь находились не только мы, но и те, за кем мы пришли в эту жуть. А как из данного кошмара выкарабкиваться – я, к сожалению, не знала.
– Здесь нету времени, но он приходит обычно через одинаковый промежуток, примерно как были сутки на земле. – Вдруг ответил на мои мысли мальчик.
– А сегодня уже был? – явно обрадованная, спросила Стелла.
Мальчонка кивнул.
– Ну что – пошли? – она внимательно смотрела на меня и я поняла, что она просит «надеть» на них мою «защиту».
Стелла первая высунула свою рыжую головку наружу...
– Никого! – обрадовалась она. – Ух ты, какой же это ужас!..
Я, конечно, не вытерпела и полезла за ней. Там и правда был настоящий «ночной кошмар»!.. Рядом с нашим странным «местом заточения», совершенно непонятным способом, повешенные «пучками» вниз головой, висели человеческие сущности... Они были подвешены за ноги, и создавали как бы перевёрнутый букет.
Мы подошли ближе – ни один из людей не показывал признаков жизни...
– Они же полностью «откачаны»! – ужаснулась Стелла. – У них не осталось даже капельки жизненной силы!.. Всё, давайте удирать!!!
Мы понеслись, что было сил, куда-то в сторону, абсолютно не зная – куда бежим, просто подальше бы от всей этой, замораживающей кровь, жути... Даже не думая о том, что можем снова вляпаться в такую же, или же ещё худшую, жуть...
Вдруг резко потемнело. Иссиня-чёрные тучи неслись по небу, будто гонимые сильным ветром, хотя никакого ветра пока что не было. В недрах чёрных облаков полыхали ослепительные молнии, красным заревом полыхали вершины гор... Иногда набухшие тучи распарывало о злые вершины и из них водопадом лилась тёмно-бурая вода. Вся эта страшная картинка напоминала, самый жуткий из жутких, ночной кошмар....
– Папочка, родимый, мне так страшно! – тоненько взвизгивал, позабыв свою былую воинственность, мальчонка.
Вдруг одна из туч «порвалась», и из неё полыхнул ослепительно яркий свет. А в этом свете, в сверкающем коконе, приближалась фигурка очень худого юноши, с острым, как лезвие ножа, лицом. Вокруг него всё сияло и светилось, от этого света чёрные тучи «плавились», превращаясь в грязные, чёрные лоскутки.
– Вот это да! – радостно закричала Стелла. – Как же у него это получается?!.
– Ты его знаешь? – несказанно удивилась я, но Стелла отрицательно покачала головкой.
Юноша опустился рядом с нами на землю и ласково улыбнувшись спросил:
– Почему вы здесь? Это не ваше место.
– Мы знаем, мы как раз пытались выбраться на верх! – уже во всю щебетала радостная Стелла. – А ты поможешь нам вернуться наверх?.. Нам обязательно надо быстрее вернуться домой! А то нас там бабушки ждут, и вот их тоже ждут, но другие.
Юноша тем временем почему-то очень внимательно и серьёзно рассматривал меня. У него был странный, насквозь пронизывающий взгляд, от которого мне стало почему-то неловко.
– Что ты здесь делаешь, девочка? – мягко спросил он. – Как ты сумела сюда попасть?
– Мы просто гуляли. – Честно ответила я. – И вот их искали. – Улыбнувшись «найдёнышам», показала на них рукой.
– Но ты ведь живая? – не мог успокоиться спаситель.
– Да, но я уже не раз здесь была. – Спокойно ответила я.
– Ой, только не здесь, а «наверху»! – смеясь, поправила меня моя подружка. – Сюда мы бы точно не возвращались, правда же?
– Да уж, я думаю, этого хватит надолго... Во всяком случае – мне... – меня аж передёрнуло от недавних воспоминаний.
– Вы должны отсюда уйти. – Опять мягко, но уже более настойчиво сказал юноша. – Сейчас.
От него протянулась сверкающая «дорожка» и убежала прямо в светящийся туннель. Нас буквально втянуло, даже не успев сделать ни шагу, и через какое-то мгновение мы оказались в том же прозрачном мире, в котором мы нашли нашу кругленькую Лию и её маму.
– Мама, мамочка, папа вернулся! И Велик тоже!.. – маленькая Лия кубарем выкатилась к нам навстречу, крепко прижимая к груди красного дракончика.. Её кругленькая мордашка сияла солнышком, а сама она, не в силах удержать своего бурного счастья, кинулась к папе и, повиснув у него на шее, пищала от восторга.
Мне было радостно за эту, нашедшую друг друга, семью, и чуточку грустно за всех моих, приходящих на земле за помощью, умерших «гостей», которые уже не могли друг друга так же радостно обнять, так как не принадлежали тем же мирам...
– Ой, папулечка, вот ты и нашёлся! А я думала, ты пропал! А ты взял и нашёлся! Вот хорошо-то как! – аж попискивала от счастья сияющая девчушка.
Вдруг на её счастливое личико налетела тучка, и оно сильно погрустнело... И уже совсем другим голосом малышка обратилась к Стелле:
– Милые девочки, спасибо вам за папу! И за братика, конечно же! А вы теперь уже уходить будете? А ещё когда-то вернётесь? Вот ваш дракончик, пожалуйста! Он был очень хороший, и он меня очень, очень полюбил... – казалось, что прямо сейчас бедная Лия разревётся навзрыд, так сильно ей хотелось подержать ещё хоть чуть-чуть этого милого диво-дракончика!.. А его вот-вот увезут и уже больше не будет...
– Хочешь, он ещё побудет у тебя? А когда мы вернёмся, ты его нам отдашь обратно? – сжалилась над малышкой Стелла.
Лия сначала ошалела от неожиданно свалившегося на неё счастья, а потом, не в состоянии ничего сказать, так сильно закивала головкой, что та чуть ли не грозилась отвалиться...
Простившись с радостным семейством, мы двинулись дальше.
Было несказанно приятно опять ощущать себя в безопасности, видеть тот же, заливающий всё вокруг радостный свет, и не бояться быть неожиданно схваченной каким-то страшно-кошмарным ужастиком...
– Хочешь ещё погулять? – совершенно свежим голоском спросила Стелла.
Соблазн, конечно же, был велик, но я уже настолько устала, что даже покажись мне сейчас самое что ни есть большое на земле чудо, я наверное не смогла бы этим по-настоящему насладиться...
– Ну ладно, в другой раз! – засмеялась Стелла. – Я тоже устала.
И тут же, каким-то образом, опять появилось наше кладбище, где, на той же скамеечке, дружно рядышком сидели наши бабушки...
– Хочешь покажу что-то?... – тихо спросила Стелла.
И вдруг, вместо бабушек появились невероятно красивые, ярко сияющие сущности... У обоих на груди сверкали потрясающие звёзды, а у Стеллиной бабушки на голове блистала и переливалась изумительная чудо-корона...
– Это они... Ты же хотела их увидеть, правда? – я ошалело кивнула. – Только не говори, что я тебе показывала, пусть сами это сделают.
– Ну, а теперь мне пора... – грустно прошептала малышка. – Я не могу идти с тобой... Мне уже туда нельзя...
– Я обязательно приду к тебе! Ещё много, много раз! – пообещала от всего сердца я.
А малышка смотрела мне вслед своими тёплыми грустными глазами, и казалось, всё понимала... Всё, что я не сумела нашими простыми словами ей сказать.

Всю дорогу с кладбища домой я безо всякой причины дулась на бабушку, притом злясь за это на саму себя... Я была сильно похожа на нахохлившегося воробья, и бабушка прекрасно это видела, что, естественно, меня ещё больше раздражало и заставляло глубже залезть в свою «безопасную скорлупу».... Скорее всего, это просто бушевала моя детская обида за то, что она, как оказалось, многое от меня скрывала, и ни чему пока не учила, видимо считая меня недостойной или не способной на большее. И хотя мой внутренний голос мне говорил, что я тут кругом и полностью не права, но я никак не могла успокоиться и взглянуть на всё со стороны, как делала это раньше, когда считала, что могу ошибаться...
Наконец, моя нетерпеливая душа дольше выдержать молчание была не в состоянии...
– Ну и о чём вы так долго беседовали? Если, конечно, мне можно это знать... – обиженно буркнула я.
– А мы не беседовали – мы думали, – спокойно улыбаясь ответила бабушка.
Казалось, она меня просто дразнит, чтобы спровоцировать на какие-то, ей одной понятные, действия...
– Ну, тогда, о чём же вы там вместе «думали»? – и тут же, не выдержав, выпалила: – А почему бабушка Стеллу учит, а ты меня – нет?!.. Или ты считаешь, что я ни на что больше не способна?
– Ну, во-первых, брось кипятиться, а то вон уже скоро пар пойдёт... – опять спокойно сказала бабушка. – А, во-вторых, – Стелле ещё долго идти, чтобы до тебя дотянуться. И чему же ты хочешь, чтобы я учила тебя, если даже в том, что у тебя есть, ты пока ещё совсем не разобралась?.. Вот разберись – тогда и потолкуем.

Карты Пермской губернии

название пример сб.лист cкачать
Специальная карта Западной Сибири (полная) 10в 1860г 373mb
Карта Оханского уезда XIXв 23,5mb
План Очерского округа Оханского уезда XIXв 31,9mb
Карта Алапаевского уезда 1921г 23,3mb
Карта части Режевской дачи 500с XIXв 16,6mb
Часть Алапаевской дачи Ирбитского уезда 1882г 34,2mb
План земель села Киргишан Красноуфимского уезда 500с 1882г 21,4mb
Сб. лист пл-в Каменской дачи Екатеринбургского и Камышловского уездов 1893г 93,8mb
Сивинская волость Оханского уезда 1км 1936г 182мб
Оханский уезд 1858г 136mb
Карта Камско-Воткинского завода (Сарапульский и Оханский уезды) 100с XIXв 177mb
ПГМ Верхотурский уезд 1790г 87mb
ПГМ Екатеринбургский уезд 1790г 51mb
ПГМ Ирбитский уезд 1790г 33mb
ПГМ Камышловский уезд 1790г 57mb
ПГМ Красноуфимский уезд 1790г 105mb
ПГМ Кунгурский уезд 1790г 52mb
ПГМ Осинский уезд 1790г 94mb
ПГМ Оханский уезд 1790г 81mb
ПГМ Пермский уезд 1790г 109mb
ПГМ Шадринский уезд 1790г 76mb
ПГМ Чердынский уезд 1790г 201mb
ПГМ Соликамский уезд 1790г 109mb
Лоцманская карта реки Кама (от Волги до Вишеры) 500м 1932г 103mb
Лоцманская карта реки Кама (от Вишеры до Нытвы) 250м 1942г 228mb
Ген. план Камышловского уезда 1783г 14mb
Ген. план Шадринского уезда XIXв 16mb
Ген. план Кыштымско-Каслинского заводского округа (Екатеринб. уезд) XIXв 29mb
Юж. ч. ср. Урала (Екатеринб. уезд) 1905г 21mb
Карта Екатеринбургского уезда 10в 1908г 26mb
Карта Соликамского уезда 10в 1895г 21mb
Карта Оханского уезда 10в 1887г 10mb
Карта Илимской дачи 1872г 20mb
Списки населенных мест 1869г 446mb
Списки населенных мест 1886г 306mb

Карты доступны для свободного скачивания

Карты недоступны для свободного скачивания, по поводу получения карт - пишите в почту или ICQ

Историческая информация по губернии

Пермская губерния - административная единица Российской империи и СССР в 1781-1923 гг. Располагалась по обоим склонам Уральских гор. Административным центром губернии был город Пермь.

История

20 ноября (1 декабря) 1780 года императрица Екатерина II подписала указ о создании Пермского наместничества в составе двух областей - Пермской и Екатеринбургской, и учреждении губернского города Пермь

«Уважая выгодность положения Егошихинского завода и способность места сего для учреждения в нем губернского города … предписываем вам город губернский для Пермского наместничества назначить на сем месте, наименовав оный Пермь.»

Первым генерал-губернатором Пермского и Тобольского наместничества был назначен генерал-поручик Евгений Петрович Кашкин. В 1780-1781 годах велась постройка зданий для официальных учреждений, заложены Казанский и Сибирский тракты. Открытие города и наместничества состоялось 18(29) октября 1781 года. Первоначально в состав Пермской губернии вошли 16 уездов: Пермский, Екатеринбургский, Чердынский, Соликамский, Оханский, Осинский, Кунгурский, Красноуфимский, Верхотурский, Камышловский, Ирбитский, Шадринский, Челябинский, Обвинский, Далматовский и Алапаевский. В 1783 году Челябинский уезд отошёл к Оренбургской губернии.

В 1788 году наместником был назначен генерал-поручик Алексей Андреевич Волков, занимавший этот пост до своей смерти (21 августа (1 сентября) 1796 года). При его правлении было основано главное народное училище в Перми, а 24 ноября (5 декабря) 1789 года были открыты малые народные училища в Екатеринбурге, Ирбите, Шадринске, Верхотурье, Кунгуре, Соликамске и Чердыни. В 1792 году в Перми была открыта первая типография при наместническом правлении, позднее переименованная в губернскую. Также наместник Волков пригласил на должность губернского врача Фёдора Христофоровича Граля, сделавшего большой вклад в развитие медицины в губернии. В период существования Пермского и Тоболького наместничества Пермскую губернию воглавляли И. В. Ламб (1781-1782) и И. В. Колтовский (1782-1796). Известный краевед В. С. Верхоланцев так охарактеризовал их деятельность: «Оба они, в присутствии наместника, были вшами малозаметными. Они не могли действовать самостоятельно, и потому о их деятельности трудно сказать что-нибудь.»
К. Ф. Модерах

В соответствии с указом императора Павла I от 12 декабря 1796 года «О новом разделении государства на губернии» Пермское наместничество было разделено на Пермскую и Тобольскую губернии. При этом было сокращено число уездов: Обвинск, Алапаевск и Далматов лишились статуса уездных городов. Пермским губернатором был назначен Карл Фёдорович Модерах - известный инженер, ранее руководивший строительством каналов в Санкт-Петербурге. Среди его многочисленных достижений особо отмечается вклад в строительство дорог в губернии и планировку улиц Перми. В 1804 г. Модерах возглавил специально учреждённое Пермское и Вятское генерал-губернаторство. В 1811 г. по его собственной просьбе он был уволен со службы с производством в сенаторы.

В 1919 г. из состава Пермской губернии была выделена Екатеринбургская губерния в составе 6 уездов, располагавшихся в её восточной части, за Уралом. В 1922 г. в её состав был включён Сарапульский уезд Вятской губернии. В 1923 г. Пермская губерния была упразднена, а её территория включена в состав Уральской области с центром в Екатеринбурге.

География

Пермская губерния граничила:
на севере: с Вологодской губернией;
на востоке: с Тобольской губернией;
на юге: с Оренбургской и Уфимской губерниями;
на западе: с Вятской губернией.

Пермская губерния занимала территорию 332 052 км2 (291 760 кв. вёрст), из них около 181 000 км2 (159 000 кв. вёрст) находилось в Европе, а 151 000 км2 (133 000 кв. вёрст) - в Азии. Граница между её европейской и азиатской частями проходила по Уральским горам, которые пересекают территорию губернии с севера на юг на протяжении 640 км (600 вёрст). Высочайшие вершины, расположенные на территории Пермской губернии - Денежкин камень (1 532 м), Конжаковский камень (1 565 м), Сухогорский камень (1 195 м), Павдинский камень (938 м) - лежат между 60°30" северной широты и до 59°21" с. ш.; далее к югу до 58°46" северной широты расположены: Лялинский камень (853 м) и Качканор (881 м), Азов (610 м) и Волчья гора (760 м); ни одна из вершин Уральских гор в пределах Пермской губернии не достигает пределов вечных снегов, хотя на многих из них снег остаётся до конца июня.
Максимовский камень на реке Чусовой (1912) Территория губернии лежит в бассейнах рек Тобол (азиатская часть), Кама и Печора (европейская часть). Бассейн Печоры занимает незначительную часть губернии - север Чердынского уезда, притоки Печоры на этой территории: Унья, Волосница и Пожег. Печора и Волосница судоходны и использовались чердынскими купцами для торговли с Вологодской и Архангельской губерниями. Единственной в пределах губернии пристанью на реке Печора была Якшинская пристань в 64 км ниже устья Волосницы. Наиболее значительные из рек бассейна Тобола, протекающих по территории губернии - Лозьва и Сосьва, образующие при слиянии реку Тавду, Тура, Ница и Исеть. Сосва судоходна только летом на протяжении 85 км ниже Богословского завода. Развитию судоходства в этой части губернии препятствовали извилистое течение рек, каменистые и порожистые их русла, частые мельничные и заводские плотины. Наибольшую часть губернии занимает бассейн реки Камы, среди рек которого которой важное торговое значение имеют Чусовая, Сылва и Колва.

Административно-территориальное деление

Губерния была разделена на 12 уездов, включавших в себя 106 участков земских начальников. 41 стан, 484 волости, 3 180 сельских обществ, 12 760 селений, 430 000 крестьянских дворов.

В западной (европейской) части Пермской губернии было расположено 7 уездов:Название Уездный город Площадь (км2) Население (1896-1897 гг)

Пермский уезд Пермь 27 270,9 240 428
Красноуфимский уезд Красноуфимск 24 485 244 310
Кунгурский уезд Кунгур 11 373 126 258
Осинский уезд Оса 19 246 284 547
Оханский уезд Оханск 14 280,17 276 986
Соликамский уезд Соликамск 29 334,3 237 268
Чердынский уезд Чердынь 70 790 101 265

В восточной (азиатской, зауральской) части Пермской губернии находились 5 уездов:Название Уездный город Площадь (км2) Население (1896-1897 гг)
Верхотурский уезд Верхотурье 60 117 208 237
Екатеринбургский уезд Екатеринбург 28 291 347 133
Ирбитский уезд Ирбит 10 119 147 786
Камышловский уезд Камышлов 15 411 248 860
Шадринский уезд Шадринск 18 035,6 319 286

Население

Население губернии в начале XIX века составляло 940 200 человек. На 1896 год в Пермской губернии насчитывалось 2 968 472 жителей (1 433 231 мужчин и 1 535 211 женщин): дворян 5 875, духовного звания 11 415, почётных граждан и купцов 4 675, мещан 92 817, военного сословия 190 270, крестьян 2 662 334, прочих сословий 1 086. По вероиповеданию: православных - 2 640 418, старообрядцев - 172 340, католиков - 2 155, протестантов - 1 034, иудеев - 1 876, мусульман - 133 480, язычников - 16 152, других исповеданий 1 017.

* Все материалы, представленные для скачивания на сайте, получены из сети интеренет, поэтому автор не несет ответственности за ошибки или неточности, которые могут быть обнаружены в опубликованных материалах. Если вы являетесь правообладателем какого-либо представленного материала и не желаете чтобы ссылка на него находилась в нашем каталоге, свяжитесь с нами и мы незамедлительно удалим её.

Оханский уезд
Страна Российская империя Российская империя
Губерния Пермская губерния
Уездный город Оханск
Население 268 390 чел, (1 897) чел.
Площадь 12 497,4 вёрст ²
Образован
Упразднён

География

Оханский уезд располагался в юго-западной части Пермской губернии и занимал площадь 14 280,17 км 2 (256,05 кв. мили). Через всю территорию уезда, с юга на север проходит высокий горный кряж. Начинаясь в верховьях притока Камы , реки Сивы , кряж тянется к северу и далее по Соликамскому и Чердынскому уездам. Разветвляясь в пределах Оханского уезда, кряж этот отделяет от себя отдельные горы, которые, уклоняясь к востоку, достигают реки Камы, образуя её правый возвышенный берег; в общем, этот горный кряж служит водоразделом между притоками реки Камы. Из отдельных возвышенностей водораздела наиболее значительные: Слудка, Половинная, Большая, Змеевка, Кокуй и Монастырка; возвышенности эти, состоящие главным образом из слоистого известняка и глины , содержат железную и медную руду; почва всей площади уезда преимущественно глинистая. Будучи расположен по правой стороне реки Камы, Оханский уезд орошается исключительно правыми притоками этой реки. Река Кама на всем протяжении уезда отделяет его от Осинского и Пермского уездов и в пределах уезда вся судоходна. 9 пристаней: Бабкинская, Гольвянская, Кичижская, Нытвенская, Оханская, Рождественская, Таборская, Усть-Речинская и Частинская; общее количество товаров, грузящихся на этих пристанях - до 16 тыс. тонн (1 млн. пуд .) на 1,5 млн. р. Груз состоит, главным образом, из металлов, отправляемых с горных заводов, лесных изделий и льняного семени. Из притоков Камы наибольшее экономическое значение имеют Нытва , Очёр , Обва (принадлежит уезду только верхней частью) и Сива , отделяющая уезд от Вятской губернии . Озёр мало, они незначительны, зато много искусственных запруд по рекам, на которых расположены заводы; болота встречаются по течению рек Нытвы и Сырвы . Леса занимают до 60 % всей площади уезда, в том числе корабельные рощи - до 16,38 км 2 (1,5 тыс. дес.).

История

Население

К 1 января 1896 года население уезда составляло 276 986 человек (132 915 мужчин и 144 071 женщина). Из них дворян 169, духовного звания 385, почётных граждан и купцов 42, мещан 415, военного сословия 2 648, крестьян 273 313, прочих сословий 21; по вероисповеданию: православных 266 612, старообрядцев 10 014, католиков 110, протестантов 23, иудеев 16, прочих исповеданий 81. 380 сельских обществ, 9 участков земских начальников, 3 стана, 48 волостей, заключающих: 2 925 селений, 42 427 крестьянских дворов (в том числе 2 844 безземельных домохозяев).

Административное деление

Экономика

Главным занятием жителей уезда были хлебопашество и льноводство. Засевалось: рожью 1 301,08 км 2 (119 088 дес.), пшеницей 137,87 км 2 (12 620 дес.), овсом 1 105,65 км 2 (101 200 дес.), ячменём 445,58 км 2 (40 784 дес.), полбой 1,05 км 2 (96 дес.), гречихой 58,45 км 2 (5 350 дес.), горохом 31,79 км 2 (2 910 дес.), картофелем 2,84 км 2 (260 дес.), льном 99,97 км 2 (9 150 дес.), коноплёй 2,19 км 2 (200 дес.). Средний сбор: ржи 76 185 тонн (4 650 982 пуд.), пшеницы 8 459 т. (516 442 пуд.), овса 65 201 т. (3 980 400 пуд.), картофеля 1 333 т. (81 400 пуд.), льняного семени 3 363 т. (205 300 пуд.) и волокна 1 514 т. (92 456 пуд.), конопляного семени 119 т. (7 264 пуд.) и волокна 71 т. (4 311 пуд.); в хорошем положении, благодаря обширным пастбищам и лугам, находилось скотоводство. В 1895 году насчитывалось:

Оханский уезд.

“В этом уезде раскол появился, как видели, в конце XVII стол. и занесен сюда беглыми стрельцами. Но то были безпоповцы или поморцы. В настоящее время в Оханском уезде не мало поповцев. Когда же они здесь появились?

Руководствуясь некоторыми соображениями, с достоверностью можно полагать, что беглопоповцы появились здесь около половины прошедшаго столетия.

Г. Оханск и некоторые селения Оханскаго уезда (Сосновское, дубровское, Острожское) лежат на большой сибирской дороге, по которой в прошедшем столетии, в разное время, шли раскольники всех сект в большом числе и переселялись в страну Пермскую из внутренней России на горные и другие заводы. Некоторые из этих переселенцев сами населяли пустопорожния места в разных уездах, и между прочим в Оханском.

Беглые попы с Иргиза и других мест очень рано начали свои переселения в Пермскую страну. Они проживали и в Оханском уезде в прошедшем столетии: таковы были например поп Григорий Матвеев, живший в Шерьинском приходе, в деревне «Поломках». Этот расколоучитель разсеявал свои заблуждения не в одном Оханском уезде; но и в соседственных, Пермском и Осинском. Другой беглый поп с Иргиза около 1785 г. появился в деревне «Токарях» (Сосновской волости) и своим фарисейским поведением многих простодушных увлек в раскол. Легкомысленный народ из разных селений, особенно обвинских, толпами шел к этому расколоучителю на благословение («под начал») и, возвратясь превозносил лжеучителя за его служение, которое он совершал в тамошнем молитвенном доме.

Обвинские староверы распространяли свои заблуждения как в Пермском, так и в Оханском уездах, в последнем даже строили и часовни. Так в деревне «Лушковой» близ Очерскаго завода, построена ими для здешних староверов часовня, около 1785 г.; следовательно, раскол был здесь довольно силен и появился гораздо ранее. Действительно, по переписи раскольников, так называемых двоеданов (т.е. плативших двойную подать), в деревне Лушковой и других ближайших, еще в 1763 г. староверов считалось 60, а в 1833 г. их значилось там до 2,500 душ.

Распространению здесь раскола содействовали грамотные раскольники из крестьян, например, Санников; в соседней Большесосновской волости – настоятели и старшины часовни: Петр, Семен, Игнатий и Фрол Путины; а более всего – беглые попы, временно проживавшие при Лушковской часовне: Василий (в 1782 г.), лжеинок, по имени неизвестный, Петр (около 1797 г.), Егор и последний Иван Бельтюков, Бывший православный священник Богоявленскаго села Пермской епархии.

Теже обвинские ревнители раскола построили, в начале текущего столетия, две часовни – одну в деревне «Борщаве» (Карагайскаго прихода), где первым наставником был крестьянин Тимофей Фаддеев, другую – в 6 верст. от Вознесенскаго села, в лесу. Крестьянин Никита Тетенев был первым наставником и настоятелем этой часовни.

Неудивительно после сего, что Тобольский генерал-губернатор Кашкин в 1787 г. так сильно жаловался правительствующему Сенату на сильное распространение раскола в разных селениях округов Обвинскаго и Оханскаго, что святейший правительствующий Синод счел нужным послать сюда особую миссию для вразумления раскольников. Известно уже нам, что с этой целию, в 1788 году, приезжал к Пермским раскольникам преосвященный Лаврентий, епископ Вятский.

Основание заводов в Оханском уезде было причиною переселения сюда раскольников из других уездов. Так например в Рождественский (иначе Ножевский) завод, раскол занесен из заводов Невьянскаго и Ревдинскаго мастеровыми и должностными лицами; так как завод этот со времени основания своего в 1740 г., состоял в ведении Невьянской конторы…

…Из Рождественскаго завода раскол в начале текущаго столетия распространился по смежным деревням. Так проникли они:

1. В село Стефановское чрез деревню «Бугры». Из некоторых записей, хранящихся в архиве при Стефановской церкви, видно, что раскол здесь распространяли беглые попы, проживавшие в Рождественском заводе. Требы у стефановских староверов, сначала исправляли сами они, а потом это дело поручали наставникам из мастеровых Рождественскаго завода, как например Егору Ильину и Евтихию Тулейкину. Впоследствии у Стефановцев был и свой доморощенный наставник, крестьянин Иерофей Дмитриев Санников, исправлявший требы в Стефановском приходе в 1817 и 1818 годах.

2. В село Сосновское. Сюда раскол занесен, вероятно, переселенцами из внутренней России; так как это село стоит на большой дороге и почти всегда было убежищем беглых попов и наставников. Рождественские расколоучители имели сильное влияние на развитие раскола в Сосновском приходе.

3. С отделением от этого прихода села Кленовскаго, раскольнические заблуждения распространились и здесь, в новом приходе.

4. В приходе села Чернавскаго раскол, по местному преданию, занесен был беглыми попами и бродягами старицами. Первые совершали здесь все требы, а последния скрытно развозили Богоявленную воду и благословенные хлебы, будто бы полученные ими из старообрядческих монастырей, читали каноны и псалтирь по умершим, разумее тся не даром».

Чердынский уезд.

«Обширные и дремучие леса Чердынскаго уезда, отдаленность от мест центрального управления, местности почти недоступныя для правительства, крайнее простодушие и невежество жителей, малочисленность православных церквей – все это привлекало сюда бродяг и раскольников, искавших себе безопаснаго убежища еще в конце XVII века и начала прошедшаго столетия. Несколько таких бродяг из внутренней России поселились здесь между реками Обве и Юму. Выдавая себя страдальцами за веру, эти выходцы, вместе с Иргизскими лжеиноками, также сюда проникшими, вскоре нашли себе сочувствие между туземцами, и некоторых из них успели совратить в раскол.

К концу прошедшаго столетия беглые попы и лжеиноки успели в лесах Чердынских основать раскольнические скиты, соделавшиеся разсадником и опорой раскола. Некто Венедикт, лжеинок Нижнее-тагильскаго раскольническаго скита, около 1790 г. вместе с другими скитниками бежал сюда и поселился в лесу, в 50 в. от села Верх-язвинскаго. На первый раз Венедикт даром слова и своей внешностию успел обольстить здесь живших простодушных лесников и, понравившись поселянам Верх-язвинскаго прихода, многих из них совратил в раскол. После Венедикта, главными расколоучителями в Чердынском уегде были его товарищи – сожители: Тарасий, Евфросим, Тимон, Евфимий и Сысой – первый и горячий последователь своего учителя из Верх-язвинских лесников. Все эти расколоучители, кроме Сысоя, ходили по селениям в монашеской одежде, проповедовали о пришествии антихриста, порицали православную церковь, совращали в раскол, у совращенных крестили младенцев и напутствовали больных. Из семи человек, первоначально уклонившихся в раскол в 1800 г., чрез 38 лет число раскольников возрасло здесь до 350-ти. Распространению и усилению раскола особенно содействовали два скита, основанные расколоучителями в темных лесах – мужеский в 40 и женский в 49 верстах от села Верх-язвинскаго. Здесь укрывались все мнимогонимые бродяги за веру. Кроме молитвословий, совершавшихся в скитах по строгому иноческому чину, скитники имели и другие занятия: они занимались хлебопашеством, огородничеством, рыболовством и частию звероловством. Успев снискать покровительство земскаго начальства, скиты безопасно процветали, и в Чердынском уезде были сильнейшей опорой раскола.

Из Верх-язвинских скитов раскол распространялся по другим приходам Чердынскаго уезда. В Янидорском приходе появился он в конце прошедшаго столетия, в 1797 г., как видно из духовной росписи, находящейся в Янидорской Преображенской церкви. С давних времен раскол существует в приходах Урольском и Гайнском, а в Юмовском приходе в недавния времена раскол насажден скитскими лжеучителями, проживающими в лесах близ границ Вологодской и Вятской губернии».

Соликамский уезд.

«…На северной границе Соликамскаго уезда, в Половодовском приходе, в Пермских лесах староверы нашли для себя очень выгодную местность и безопасное убежище. Оттого раскол развился здесь очень скоро и с особенной силою. После того, как по речкам Пудьве и Талой основаны были два раскольнических скита – Пудвинский мужеский и Талицкий женский, - место это сделалось разсадником расколоучителей, которые распространили свои заблуждения в уездах Соликамском и Чердынском. Долго означенные скиты служили убежищем разным беглецам и бродягам, были оплотом раскола, и только около 1838 г. были разрушены, и этим нанесен был сильнейший удар Соликамскому расколу.

Соседственные раскольники Пермскаго уезда, как-то: Обвинские, Ильинские, Васильевские и другие имели также не малое влияние на развитие раскола в Соликамском уезде, особенно в приходе села Дмитриевскаго. Раскол здесь появился в половине или конце прошедшаго столетия. В исповедных ведомостях, находящихся в Дмитриевской церкви и начинающихся с 1787 г., некоторые из прихожан, около 20 человек, в том году отмечены небывшими у исповеди и Св. Причастия. По нежеланию быть членами св. Церкви; а после они прямо отнесены к числу уклонившихся в раскол. С 1788 г. число таких отступников стало возрастать постепенно; в 1805 г. их было 348, а в 1808 г. до 538 человек. Такое число раскольников в приходе села Дмитриевскаго, с малыми изменениями, продолжалось до 1834 года. С этого времени раскол стал упадать».

Кунгурский уезд.

«Первоначально земли этого уезда принадлежали Иренским татарам, и русских поселений здесь не было. Около 1622 г. на эти земли обратили внимание Чердынские и Соликамские воеводы, и первые христианские поселенцы в этом краю были Чердынские и Соликамские монастырские и вотчинные люди. В последствии к ним присоединились выходцы Вятские, Кайгородские, Сольвычегодские и Велико-устюжские. В 1649 году они основали г. Кунгур. Но в 1662 г. как город, так и русские в уезде были разорены Башкирами и Татарами. По усмирению Татар и Башкирцев, город снова построен в 1663 году, уже на другом месте, при слиянии Ирени с Сылвою. Жители его сперва отличались усердием к св. Церкви, любили благолепие в храмах Божьих и строго держались древлеотеческаго благочестия; по любви к иноческой жизни и для поддержания православия в разных местах построили пустыни; например по реке Сылве Преображенскую и Крестовоздвиженскую. В самом городе был основан Богоявленский женский монастырь, существовавший почти 70 лет, и в 1764 году, обращенный в Тихвинскую приходскую церковь.

Но Кунгур не мог избежать участи городов, лежащих на большой сибирской дороге. Разные выходцы из внутренней России, волею или неволею переселившиеся в страну Пермскую, между городскими и другими жителями посеявали семена раскола и совращали простодушных.

Распространению и усилению раскола в Кунгурском уезде способствовали: а) Малочисленность православных церквей, отчего приходы были очень обширны, а прихожане не могли часто быть в церкви и слышать вразумления от своих пастырей: напр. приход Бардинской церкви до 1835 года простирался верст на 70; по этому редко посещая церковь свою, жители этого прихода скорее других заражались расколом. б) Небрежность самих пастырей, которые, за отдаленностию или по другим причинам, редко посещали прихожан даже и в нужных случаях, но дозволяли бабкам без нужды погружать новорожденных младенцев, разрешали без христианскаго напутствия хоронить умерших и отпевать на кладбищах, а сами отпевали заочно и т.п. Такие безпорядки сами собой отчуждали прихожан и от церкви, и от пастырей. Хитрые расколоучители пользовались такими безпорядками и без труда увлекали простодушных с пути истины. в) Беглые попы свободно и открыто проживали в Кунгурском уезде. Беглый поп Алексей, купленный на Иргизе (ок. 1825) за 1000 р. асс., открыто на глазах православных пастырей, совершал свои требы у раскольников и свободно разъезжал по селам, увлекая в раскол православных. г) Распространению раскола более всего содействовали заводы, напр. Молебский и Тисовский (осн. в начале XIX столет.), с самого их основания населенные раскольниками из разных мест России. Торговыя и другия сношения православных с этими раскольниками много содействовали усилению раскола. Вообще, - раскол быстро возрастал там, где появлялись заводы. Напр. в приходе Бардинской церкви, как видно из ея документов, до основания Молебскаго завода было только 11 человек в расколе, а по основании его, чрез 6 лет, число раскольников возрасло до 165 муж. и 170 женск. пола, и с каждым годом увеличивалось постепенно. По основании Курашимскаго завода, расколом заразились прихожане церквей Кинделинской и Сажинской. Таким образом, заводские расколоучители были главными виновниками распространения раскола в Кунгурском уезде. Впрочем в этот уезд проникли и другие расколоучители Пермские, Обвинские и Чердынские; ибо он со всех сторон был окружен раскольническими селениями.

Некоторые из Кунгурских раскольников удалились в Урминские и Шамарские леса и там, вместе с другими беглецами, якобы гонимыми за веру, основали скиты или отшельническия пустыни, соделавшиеся гнездом и разсадником раскола. Эти пустынножители избирали из своего общества людей более грамотных и ловких, и посылали их в православные селения собирать милостыню и совращать в раскол».

Ну, вот, пожалуй, и все, что касается появлению (развитию) старообрядчества в Пермской губернии со слов архимандрита Палладия, совсем даже старообрядцам не друга, тем не менее, судя по всему, достаточно внимательно прочитавшему документы.
Конечно, мы не сумели отразить хоть сколько-нибудь полно все содержание книги «Обозрение Пермскаго раскола так называемаго «старообрядства», а коснулись лишь ее первой части «История Пермскаго раскола», да и то лишь в части поповщины. Книга архимандрита Палладия содержит еще две части: часть вторая «Заблуждения раскольников» и часть третья «О церковных обрядах и обычаях».
Уместно напомнить, что до Никона все православные на Руси придерживались старого чина, поскольку он был единственным. Никонианские новшества прививались силой и вопреки желанию большинства, поэтому говорить о «совращении в раскол», а не о возврате к общепринятым ранее и известным предыдущему поколению устоям веры, и о «заблуждениях раскольников» - это ничто иное, как фарисейство. Поэтому заводы, переселенцы-староверы из «внутренней России», беглые попы с Иргиза – конечно, это все сказалось в пользу старообрядчества, но скрытое старообрядчество на местах, безусловно, было, и, главное, как мне кажется, было желание открыто придерживаться старого чина, причем двойные налоги, если прислушаться к словам архимандрита Палладия, никого не смущали.
Интересно то обстоятельство, что автор книги, как будто откликаясь на это наше «а как же так?», завершает ее еще одним разделом «Взгляд на Пермское старообрядчество», в котором пишет, в частности, следующее:

«Насадители веры христианской на Руси были мужи веры и благочестия, оставившие по себе славную память. Они и по смерти благодатным светом сияют на церковном небе, как светила первой величины. Кто же были насадителями старообрядчества в Пермской земле? Как видели, первыми насадителями были стрельцы, пресловутый Аввакум, Иосиф Истомин, за ними какие нибудь ссыльные, бродяги, разные проходимцы и беглые попы. Все они, в большей или меньшей мере, были преступники, справедливо осужденные предержащей властию, а первые из них были мятежники и отчаянные враги церковнаго и гражданскаго правительства, изрыгавшие на него, по злобе, всевозможные хулы и нарекания”.

«Ага!» – подумал я: «Вот в этом все и дело! Архимандриту Палладию принципиально важен был временной разрыв между дониконианским временем и серединой 18 века – временем возникновения уральских заводов. Посему он с определенной дотошностью приводит в тексте годы их основания, за что ему спасибо – с точки зрения истории! Отсюда и выходит, что там, ранее, были «мужи веры и благочестия», а столетие спустя на уральских заводах носители старообрядчества – сплошь какие-то бродяги и беглые попы.
Правда, далее в его речах я начал слегка путаться, где-то в глубине сознания подозревая, что и автор не вполне разумеет свои аргументы:

«…Св. Вера сия насаждена в Пермской земле в конце XIV и в начале XV века; следовательно, задолго до патриарха Никона, во «времена благочестия». Первые приняли св. Веру коренные жители Пермской земли – зыряне и пермяки. Но известно всякому из жителей Пермской страны, что какую веру они приняли сначала, такую неизменно содержат и доселе, во всей чистоте и целости; следовательно они-то и должны быть признаваемы истинными староверами.

Пермское же старообрядчество явилось между новонаселенцами уже в XVII веке или даже позже. Досель его не было, о нем не знали, не ведали коренные жители, просвещенные св. Стефаном Пермским и ближайшими его преемниками. Старообрядчество для них, равно как и для всех православных христиан, есть явление новое, странное, доселе небывалое, чуждое ядовитое растение, какими-то темными людьми пересаженное на Пермскую почву…».

Про первую часть цитаты: да кто бы спорил, о чем и речь-то у старообрядцев постоянно ведется, что были давние времена времена благочестия! Я думаю, что архимандрит Палладий, хотя и достаточно хорошо изучивший историю раскола, вряд ли мог еще прийти к выводам от том, что диссидентство боголюбцев, от которых и пошло старообрядчество позднее, было связано вовсе не с какими-то религиозными устоями (вот здесь-то они были точно глубокими консерваторами), а с противодействием тенденциям морального упадка церкви и страны в целом. Впрочем, этого вопроса мы с вами касались

Ну, а про вторую часть цитаты: что тут скажешь – чтобы обосновать свою позицию, можно и все с ног на голову перевернуть, как вот в этом случае у архимандрита Палладия:

«…Многие думают, что старообрядство распространялось в народе само собою, по добровольному на него согласию. Это не совсем верно. Из истории Пермскаго раскола мы уже видели, например, что заводския раскольническия власти выдумывали разные притеснительные меры к совращению в раскол православных, давили их своей властию, обижали и всячески принуждали поступать в раскольническое общество. В самых старообрядческих семействах раскол распространяется и поддерживается деспотизмом старших, богатых и влиятельных людей. Лишение наследства, проклятие отца и матери, преследование всем обществом и другия подобные меры поневоле заставляли и заставляют держаться старообрядчества».

Бедные гонимые и преследуемые православные никонианцы!
——————–
Продолжение. Начало см.

 


Читайте:



Как и чем лучше смазывать цепь велосипеда?

Как и чем лучше смазывать цепь велосипеда?

Как его измерять и как с ним бороться. Одним из главных способов продления жизни всей трансмиссии (цепи и звездочек) является мойка, чистка и...

Понятия. Право на пересдачу. Сладкие мифы и горькая правда об акустических свойствах салона на низких частотах. Акустическая система. Общие понятия и наиболее часто задаваемые вопросы Специальная форма пылезащитных колпачков на динамиках - необходимость и

Понятия. Право на пересдачу. Сладкие мифы и горькая правда об акустических свойствах салона на низких частотах. Акустическая система. Общие понятия и наиболее часто задаваемые вопросы Специальная форма пылезащитных колпачков на динамиках - необходимость и

Акустическая система (Общие понятия и наиболее часто задаваемые вопросы) 1. Что такое акустическая система (АС)? Это устройство для эффективного...

Крепление в машину для iPad mini

Крепление в машину для iPad mini

Планшету в автомобиле обычно отводятся две основные роли: помощник водителя и развлекательный центр для пассажиров. В первом случае он служит в...

Телефон горячей линии гибдд

Телефон горячей линии гибдд

Время чтения: 6 минут В современном мире, полном динамики и движения, любой участник дорожного движения не застрахован от попадания в неприятные...

feed-image RSS