Главная - Авто дизайн
Мощное зарядное устройство для аккумуляторов. Аккумуляторы для ИБП. Теория и практика заряда Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора из ups
Попытка сделать из ИБП зарядное устройство для внешних батарей, на примере APC BK500EI.

Как всегда, даже в таком простом деле есть тонкости:
- ранее меня все уверяли, что ИБП может выдавать 7А по зарядным клеммам. Еще тогда меня брали сомнения: зарядный ток, 10% от емкости родной батареи 7А·ч, - 0.7А. Так и оказалось: ИБП не в состоянии выдать больше 1.52А длительное время;
- клеммы ИБП под напряжением даже в выключенном состоянии, заряд АКБ идет всегда. Напряжение холостого хода составляет 13.5В;
- пластик корпуса легко откусывается кусачками 120мм, прожигается, выпиливается, высверливается;
- параллельно включать батареи нельзя из-за токов обмена, возникающих между ними (нет ограничений, ток от полностью заряженной батареи ИБП к разряженной внешней батарее может достигать 20А и более). Плюс сопротивление двух батарей параллельных в 2 раза меньше сопротивления отдельно стоящей. В итоге вся идея ЗУ из ИБП сводится к выводу клемм ИБП наружу через боковую стенку и выключателю на 50-100А (в ИБП 1500ВА могут быть токи более 100А при работе от АКБ);
- при цене выключателя массы в 150-800 рублей сама затея потеряла практический смысл. ЗУ 14.4В/0.6А без проблем справляется с зарядом АКБ ИБП (досталось от эхолота) - при его стоимости в 200-300 рублей и малых габаритах. А так как напряжение в ИБП 13.5В - есть 100%-но безопасный диапазон напряжения при покупке ЗУ: В.

Если же ИБП не используется по прямому назначению (отсутствуют потребители) - тогда из него ЗУ делается элементарно:
- сверлятся 2 дырки в боковой стенке или по фронту;
- в клеммы ИБП вставляются клеммы РПИ-П 1.5-7-0.8, провода выводятся наружу и заканчиваются клеммами РПИ-М 1.5-7-0.8 (но лучше РППИ-М 1.5-7-0.8).

Важно! Все статьи по электронике на этом сайте выполнены с практическими опытами - и это определяет философию электроники и электротехники: не поставил практический эксперимент (голая теория) - сиди и молчи в тряпочку, потому что теория никогда не совпадает с выполненной практикой - и эти нестыковки порой критические. Это я к вопросу псевдоэлектриков, советчиков на форумах общего плана, вроде ответов-ру. Советуют такое, что волосы дыбом встают; при этом ссылаются часто на закон Ома , который сами не понимают. Только практика приводит к правильному пониманию законов Ома и Кирхгофа, это реально такое вправление мозга получается.

Вон, даже с обычным ИБП сколько тонкостей всплыло. А с автомобильными предохранителями - так вообще атас...

(добавлено 05.03.2016): есть некоторые мелочи, замеченные при разборке ИБП фирмы APC. Корпус внутри имеет острые части, нужно некоторые места подтачивать напильником: заусенцы протыкают кожу только так. Сам ИБП на 500ВА, но трансформатор внутри - на 430Вт. Плата содержит силовые клеммы, РПИ-П 1.5-7-0.8 даже рядом не стояли.

Если у ИБП сломалась плата именно в функции заряда АКБ, можно использовать данный ИБП как сетевой фильтр на 4 "розетки": с предохранителем на 7А и удобной кнопкой включения. А внутрь отсека АКБ можно прятать деньги: воры не таскают дешевые тяжелые предметы, как правило.

Самой главной функцией, выполняемой источником бесперебойного питания, является функция обеспечения электроэнергией подключенной к нему нагрузки в момент пропадания сетевого питающего напряжения. Как известно, для этих целей в состав любого UPS входит аккумуляторная батарея и инвертор, обеспечивающий преобразование постоянного тока аккумулятора в переменный ток, требующийся для питания нагрузки. Эти компоненты, безусловно, являются важнейшими в составе любого UPS, но и еще без одного элемента невозможно представить себе ни один источник бесперебойного питания. Это – зарядное устройство, на которое, кстати сказать, приходится достаточно высокий процент от всех отказов UPS.

Основной функцией зарядного устройства, входящего в состав UPS, является обеспечение зарядки аккумуляторной батареи и дальнейшее поддержание этого заряда на соответствующем уровне. Функционирование зарядного устройства, т.е. подзарядка аккумулятора осуществляется в те периоды времени, когда на входе UPS имеется сетевое питающее напряжение. Конечно же, схемотехника и основные характеристики зарядного устройства определяется целым рядом параметров:

- типом (классом, топологией) источника бесперебойного питания (интерактивный, резервный, феррорезонансный, On-Line и т.п.);

- выходной мощностью UPS;

- количеством аккумуляторных батарей в составе UPS;

- типом используемых аккумуляторных батарей;

- ценой UPS;

- предпочтениями разработчиков.

Именно многообразие факторов, влияющих на выбор топологии зарядного устройства, привело к тому, что в современных источниках бесперебойного питания мы встретим несколько, совершенно различных, вариантов схемотехники зарядных устройств.

Попытка классифицировать зарядные устройства привела к тому, что мы предлагаем выделить следующие базовые варианты схемотехники зарядных устройств:

- линейные регуляторы напряжения и тока;

- импульсные DC-DC-преобразователи напряжения;

- импульсные однотактные источники напряжения;

- двухтактная мостовая выпрямительная схема, совмещенная с инвертором.

Мы не претендуем на полноту предложенной классификации, но дальнейший наш обзор призван показать на реальных примерах, что выделенные нами варианты схемотехники используются в подавляющем большинстве современных источников бесперебойного питания.

Прежде чем переходить к обзору схемотехнических особенностей различных вариантов зарядных устройств, скажем о том, что величина зарядного напряжения аккумуляторных батарей, т.е. величина выходного напряжения зарядного устройства зависит, в первую очередь, от количества аккумуляторов в составе UPS. Эта зависимость отражена в табл.1.

Таблица 1. Зависимость величины зарядного напряжения от количества батарей

Вряд ли можно встретить автомобилиста, который не сталкивался с проблемой разряженного аккумулятора . В таких случаях не обойтись без надежного источника питания, в котором используются составные транзисторы. Если под рукой нет нужного прибора, мы расскажем, как сделать зарядное устройство из бесперебойника своими руками, не потратив при этом огромных денег. Найти данное устройство не составляет труда – это может быть неработающий или ненужный ИБП, который давно заменили более новой моделью. Почему выбор пал именно на это изделие? Все просто — бесперебойник как раз содержит необходимые элементы электрической цепи. Если ИБП неработающий, то самая важная для нас деталь в нем — это трансформатор.

Изготовить зарядник можно как из старого и нерабочего устройства, так и из работающего, если не планируется его дальнейшее использование по его основному назначению. Данная операция относительно простая, если вы обладаете знаниями, связанными с электроникой.

В противном случае советуем предварительно ознакомиться с этим вопросом.

Что необходимо?

Как уже говорилось ранее, изготовление зарядника из бесперебойника не потребует больших вложений, особенно если вы решили сделать его из сломанного устройства. В этом случае нужно подготовить 4 диодных моста, конденсатор на 1000 микрофарад, средний радиатор, дерево или пластмассу для сборки. Также возьмите хорошую термопасту, например, КПТ-8, тестер и, конечно же, паяльник.

Правила безопасности

Техника безопасности в нашем случае ничем не отличается от таковой с другими электроприборами . Категорически запрещено разбирать включенные в сеть устройства, а также проводить какие-либо дополнительные манипуляции с ними. Не забывайте, что при обнаружении неисправности электрооборудование нужно ремонтировать или заменять в кратчайшие сроки.

Также для сборки зарядника потребуются определенные знания в области электроники, чтобы правильно разместить те или иные элементы цепи.

Пошаговый алгоритм действия

Для начала нужно отделить трансформатор от бесперебойника. Сразу же определяем, где выводы обмотки – с этим поможет тестер. У сетевой обмотки сопротивление равно не менее десяти ом. Во вторичной обмотке — 12 В, соответственно, сопротивление будет стремиться к нулю.

Читайте так же: Как сделать инвертор из бесперебойника своими руками?

Включаться в сеть будут провода, которые соединялись с выходными разъемами бесперебойника. А те, которые принимали 12 вольт, подключаются к выпрямителю.

Выпрямительные диодные мосты нужно сложить в стопку , промазать теплопроводной пастой и прижать к радиатору. Далее потребуется соединение одноименных выводов параллельно – плюс к плюсу, минус к минусу и так далее. Не забывайте, что понадобится конденсатор емкостью до 1000 микрофарад при напряжении 25 В – такой можно найти в компьютерных блоках питания. Брать слишком большой нет необходимости – достаточно, чтобы все элементы вместились.

Подберите подходящую деревянную основу и закрепите на ней трансформатор, подготовленный диодный мост. Там же собирается вся схема вместе со шнуром питания.

В целом, устройство, которым можно зарядить автомобильный аккумулятор, готово .

Схемы

Еще один вариант изготовления зарядного устройства своими руками. Данный способ мало отличается от предыдущего, однако здесь есть схемы – это очень удобно для работы с электрическими приборами. Такое устройство включает в себя мощные составные транзисторы КТ947, КТ827. Приведенные в схеме пунктирные линии – дополнительные конденсаторы. Диоды с транзисторами конструктивно могут размещаться на общем большом радиаторе, изолирующие прокладки при этом не требуются.

Если трансформатор со средним отводом на 16 вольт отсутствует, можно воспользоваться схемой, где включен выпрямительный мост. Резистор R1 нужен, чтобы защищать составной транзистор от коротких замыканий.

Если собрать устройства по этим схемам, то регулировка напряжения на выходе будет от 0 до 15 В, а максимальный ток зарядки — до 10 А.

Проблемы и особенности

В первую очередь, важно пользоваться амперметром , когда будете заряжать батарею. Таким образом вы сможете контролировать данный процесс: по напряжению этого сделать не получится. Учтите: чтобы узнать допустимое значение максимального тока, нужно разделить емкость аккумулятора на 10. При помощи собранного устройства батарею можно будет зарядить за несколько часов, в зависимости от степени ее разрядки.

Очередная конструкция мощного зарядного устройства для кислотных аккумуляторов большой емкости. Данное устройство может с успехом зарядить автомобильные аккумуляторы с емкостью до 120 Ампер. Выходное напряжение зарядного устройства можно регулировать от 0 до 24-х Вольт. Схема отличается от аналогов малым количеством компонентов в обвязке и практически не нуждается в дополнительной настройке.

Мощное зарядное устройство для аккумуляторов - схема

Силовая часть - мощный составной транзистор отечественного производства серии КТ827, выходное напряжение регулируется переменным резистором R2. Выходной ток схемы зарядки зависит от типа и мощности используемого трансформатора.


Сам трансформатор достаточно легко найти в источниках бесперебойного питания, Как право, минимальная мощность таких трансформаторов составляет не менее 200 ватт, а в некоторых, более мощных бесперебойниках вплоть со 1000 ватт. Трансформатор имеет три основных вывода. Сама обмотка (которая в бесперебойнике играет роль первичной обмотки) тут у нас будет понижающей, то есть вторичной. Трансформатор является обычным понижающим сетевым трансформатором, при таком режиме работы на выводах вторичной обмотки образуется переменное напряжение с номиналом 24 Вольт 8-15 Ампер, в зависимости от мощности трансформатора.


Средний вывод трансформатора - отвод от середины, его мы использовать не будем. Два крайних вывода обмотки подключаются к схеме зарядки.


Реле - практически любое электромагнитное реле с током 15 А и более, в моем случае использовалось обычное китайское реле, снятое из сетевого стабилизатора напряжения.


Диоды - можно заменить на любые выпрямительные диоды с током 10-15 Ампер, отлично подходят наши КД213 или диоды указанные в схеме, можно и мощные диоды ШОТТКИ из компьютерных блоков питания.


Резистор R4 с номиналом 28 Ом (номинал может отклоняться на 20% в ту или иную сторону) нужен с мощностью 10-15 ватт, в ходе работы нагревается достаточно сильно. Транзистор КТ827 обязательно установить на теплоотвод, поскольку вся основная мощность будет рассеиваться на нем. Эмиттерный резистор транзистора (защитный) тоже следует брать мощный (3-5 ватт), мощность этого ограничителя тоже не критична, можно использовать резисторы с сопротивлением 0,22-1 Ом.
Пайка техническим феном (04.03.2016). →

Количество батарей

от 13.2В до 14В

от 26.7В до 28.5В

от 53.4В до 57.0В

Работоспособность зарядного устройства и правильность формирования им напряжения, заряжающего аккумуляторы, можно проверить следующим образом:

1. Подключить UPS к сети переменного тока с номинальным значением напряжения (230В).

2. Открыть крышку, закрывающую аккумуляторные батареи и обеспечить свободный доступ к клеммам на батареях, к которым подключены провода (красный провод и черный провод) от основной платы. Подобную процедуру очень легко проделать в устройствах APC Smart-UPS. В других моделях APC и в UPS других производителей придется подумать, как обеспечить доступ к клеммам аккумуляторной батареи.

3. Включить UPS и дождаться окончания процедуры самотестирования UPS, которая может занять 8-15 секунд. После окончания самотестирования, UPS переходит в режим работы от сети (On-Line) о чем обычно сообщает соответствующий индикатор (чаще всего, зеленого цвета).

4. Отсоединить от аккумуляторных батарей черный провод затем красный провод.

5. Измерите напряжение постоянного тока между черным и красным проводом.

6. Измеренное напряжение и является зарядным напряжением аккумуляторной батареи, формируемым зарядным устройством. Значение этого напряжения зависит о модели UPS и от количества аккумуляторных батарей, используемых в этой модели. Типовые значения этого напряжения представлены в табл.1. Но здесь нужно иметь в виду, что некоторые дешевые и примитивные модели источников бесперебойного питания могут выключаться при отсоединении аккумуляторной батареи.

7. Если измеренное напряжение не находится в заданном диапазоне, то это говорит о неисправности основной платы UPS, и в частности – о неисправности схемы заряда аккумуляторов.

Кроме количества аккумуляторов, на величину зарядного напряжения и зарядного тока могут влиять еще и такие факторы, как:

- окружающая температура;

- метод заряда аккумулятора.

Напряжение на элементе свинцово-кислотной батареи составляет 2.2 В . Среди всех типов аккумуляторов, свинцово-кислотные отличаются наименьшей энергетической плотностью. В них отсутствует «эффект памяти». Их продолжительный заряд не станет причиной выхода батареи из строя.

Для алгоритма заряда свинцово-кислотных батарей более критичным является ограничение напряжения, чем ограничение тока заряда. Время заряда герметичных свинцово-кислотных батарей составляет 12 – 16 часов . Если увеличить ток и применить методы многоступенчатого заряда, его можно сократить до 10 ч и менее. Но в большинстве моделей UPS на такие усложнения не идут, предпочитая использовать более простые схемы заряда аккумуляторов.

По своему назначению, свинцово-кислотные батареи, как, впрочем, и другие типы аккумуляторов (например, никель-кадмиевые), можно разделить на две большие группы:

1) Батареи циклического применения, т.е. батареи, используемые как основной источник питания и для которых характерны повторяющиеся циклы заряд/разряд.

2) Батареи, работающие в буферном режиме, используемые в резервных источниках питания.

Соответственно этому делению различаются и возможные методы заряда аккумуляторов. Для батарей циклического применения используются методы заряда при постоянном напряжении заряда и при постоянных значениях напряжения и тока заряда. Для буферных батарей используется метод двухступенчатого заряда:

- во-первых, метод заряда при постоянном напряжении заряда;

- во-вторых, метод компенсирующего заряда (струйная или капельная подзарядка).

Для заряда буферных батарей возможно использование в качестве самостоятельных, методов, входящих в состав двухступечатого заряда, т.е. они могут заряжаться, как постоянным напряжением, так и методом компенсирующего заряда.

Для лучшего понимания схем зарядных устройств, разберем основные методы заряда свинцово-кислотных батарей, используемые в источниках бесперебойного питания.

Метод заряда при постоянном напряжении заряда

При таком методе заряда к выводам батареи прикладывается постоянное напряжение из расчета 2.45 В на элемент при температуре воздуха 20 – 25 °С , т.е. к батарее с 6-ю элементами (12-вольтовые аккумуляторы) в этом случае должно прикладываться напряжение 14.7В . Но это в теории, на практике же все обстоит несколько иначе. Величина этого напряжения может незначительно отличаться для различных типов батарей от разных производителей. В технической документации на аккумуляторные батареи четко указывают значение напряжения заряда и информацию по его поправкам для тех случаев, когда температура окружающей среды отличается от нормальной (25°С ). Необходимо отметить, что в реальных устройствах это напряжение тоже может незначительно отличаться, в зависимости от того, какой режим заряда батареи решил использовать производитель UPS. В сервисной документации на UPS должна быть представлена информация о величине зарядного напряжения для каждой конкретной модели источника бесперебойного питания. Подобные данные для UPS такого производителя, как APC представлены в табл.2 . А вот что же должно быть в источниках других моделей и других брендов, к сожалению, можно выяснить лишь опытным путем, работая с абсолютно исправными устройствами.

Таблица 2. Величина зарядного напряжения некоторых моделей ИБП компании APC

Модель UPS фирмы APC

Выходное напряжение зарядного устройства

Back-UPS 250EC/250 EI

13 . 8 (±0.5) VDC

Back-UPS 400 EC/EI/MI

13 . 8 (±0.5) VDC

Back-UPS 600 EC

13 . 8 (±0.5) VDC

Back-UPS 200

от 13.75 до 13 . 8 VDC

Back-UPS 250 (BK250)

13.76 (±0.2) VDC

Back-UPS 360/450/520

от 13.75 до 13 . 8 VDC

Back-UPS 400/450 (BK400/450)

13.76 (±0.2) VDC

Back-UPS 600 (BK600)

13.76 (±0.2) VDC

Back-UPS 900/1250 (BK900/1250)

27.60 (±0.2) VDC

Back-UPS AVR 500I / 500IACH

13.6 (±3%) VDC

Back-UPS PRO 280/300J/420

13.6 (±3%) VDC

Back-UPS PRO 500J/650

13.6 (±3%) VDC

Back-UPS PRO 1000

от 26 . 7 до 28 . 5 VDC

Back-UPS PRO 1400

13.6 (±3%) VDC

Smart-UPS 450/700

от 26 . 7 до 28 . 5 VDC

Smart-UPS 1000/1400

от 26 . 7 до 28 . 5 VDC

Smart-UPS 2200 RM/RMI/RM3U/RM3UI

от 53.4 до 57.0 VDC

Smart-UPS 3300 RM/RMI/RM3U/RM3UI

от 53.4 до 57.0 VDC

Smart-UPS 250 (1G и 2G)

от 20.4 до 21.2 VDC

Smart-UPS 370/400 (1G и 2G)

от 27.05 до 27.9 VDC

Smart-UPS 600 (1G и 2G)

27.60 (±0.2) VDC

Smart-UPS 900/1250 (1G и 2G)

27.60 (±0.2) VDC

Smart-UPS 2000 (1G и 2G)

55.1 (±0.55) VDC

Smart-UPS RM 700/1000/1400

27.60 (±0.27) VDC

Matrix - UPS

55.3 (±0.5) VDC

Заряд считается завершенным, если ток заряда остается неизменным в течение трех часов. Если не осуществлять контроль за постоянством напряжения на батарее, может наступить ее перезаряд. В результате электролиза, из-за того, что негативные пластины перестают активно поглощать кислород, вода электролита начинает разлагаться на кислород и водород, испаряясь из батареи. Уровень электролита в батарее снижается, что приводит к ухудшению протекания в ней химических реакций, и ее емкость будет уменьшаться, а срок службы – сокращаться. Поэтому заряд таким методом должен протекать при обязательном контроле напряжения и времени заряда, что позволит увеличить срок службы батареи.

На этот метод заряда следует обратить внимание, как на самый простой. Ранее в отечественной литературе при заряде негерметичных свинцово-кислотных батарей считалось нормой производить их заряд начальным током, равным 0.1С в течение 8 – 12 часов при напряжении заряда из расчета 2.4 В на элемент батареи.

На рис.1 в качестве примера показаны характеристики заряда 12-вольтовых свинцово-кислотных батарей, разряженных на 50 % и 100 %. Степень разряда определяется напряжением конца разряда на батарее.

Рис.1 Характеристики заряда 12-вольтовых свинцово-кислотных батарей

При заряде постоянным напряжением, зарядное устройство должно иметь таймер для отключения батареи по окончании заряда или другое устройство, обеспечивающее контроль времени или степени заряда батареи и выдающее сигнал отключения управляющему устройству. Эту функцию в современных источниках бесперебойного питания выполняет микропроцессор, который осуществляет контроль заряда батареи. Ограничение времени заряда позволяет избежать как ее недостаточного заряда, так и перезаряда. Следует помнить, что прерывание заряда сокращает срок службы аккумуляторной батареи.

Нельзя заряжать полностью заряженную батарею - перезаряд может привести к ее порче. При цикличной эксплуатации батареи время заряда не должно превышать 24 часов.

Метод двухступенчатого заряда при постоянном напряжении заряда

Метод двухступенчатого заряда при постоянном напряжении заряда, как и следует из его названия, происходит в два этапа:

- сначала заряд при более высоком напряжении заряда;

- а затем заряд при более низком напряжении заряда (струйный или компенсирующий заряд).

Работу зарядного устройства поясняет график характеристики заряда (рис.2). Заряд начинается с подачи на батарею повышенного напряжения заряда. При этом ток начала заряда выбирают, как правило, равным 0.15 С, а время первого этапа заряда – около 10 ч. По мере заряда батареи ток заряда уменьшается, и, когда его значение достигнет определенной величины, зарядное устройство перейдет в режим струйной подзарядки малым током (обычно 0.05С ).

Рис.2 Метод двухступенчатого заряда при постоянном напряжении заряда

При двухступенчатом заряде начальный ток первого этапа не должен превышать значения 0.4С , а ток струйной подзарядки – 0.15С . Типовые значения напряжений заряда при различных температурах окружающей среды для 12-вольтового аккумулятора приведены в табл.3 .

Этап заряда

Типовое значение напряжения заряда , В

С

25° С

40° С

Основной

15.4

14.7

14.2

Компенсирующий

14.1

13.7

13.4

Важным преимуществом данного метода является сокращенное время заряда батареи при переходе из рабочего режима в дежурный, до состояния струйной (компенсационной) подзарядки при малой величине тока заряда.

Метод компенсирующего заряда

Метод компенсирующего заряда, который называют также методом струйной подзарядки, обычно применяют на заключительной стадии процесса заряда. Однако применяют его и как самостоятельный метод заряда при заряде свинцово-кислотных аккумуляторных батарей, работающих в дежурном режиме, т.е. в качестве резервного источника питания. В таком источнике в случае сбоя основного источника в работу вступает аккумуляторная батарея. Если ее разряд был непродолжительным, и емкость снизилась незначительно, то для заряда будет достаточен компенсирующий заряд батареи, который обеспечит постепенное восстановление ее рабочей емкости. Однако при глубоком разряде потребуется применение другого зарядного устройства, способного обеспечить достаточно высокий ток заряда. В случае глубокого разряда и последующей за ним струйной подзарядке может произойти сульфатация пластин батареи со всеми вытекающими последствиями. Выход из положения может заключаться в недопущении глубокого разряда, что обеспечивается микропроцессором UPS, следящим за уровнем разряда батареи.

При компенсирующем заряде следует также учитывать, что длительный заряд при незначительных колебаниях напряжения заряда существенно снижает срок службы батареи. Поэтому должна быть предусмотрена его стабилизация. Желательно, чтобы отклонение напряжения заряда от нормы не превышало ±1 % . Кроме того, поскольку зарядные характеристики в значительной степени зависят от температуры окружающей среды, зарядное устройство должно иметь схему термокомпенсации.

Нельзя утверждать, что компенсирующий заряд столь полезен для свинцово-кислотных батарей, потому что этот метод обычно используют в двух случаях: при их незначительном разряде и для подзарядки заряженных батарей с целью компенсации их саморазряда.

Для свинцово-кислотных аккумуляторов недопустим недостаточный заряд, т. к. это приводит к сульфатации отрицательных пластин. Но в равной степени, недопустим и перезаряд, вызывающий коррозию положительных пластин. При компенсирующем заряде, если он продлится слишком долго, начнется перезаряд батареи и, кроме того, будет происходить вскипание электролита.

Итак, из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в наиболее массовых источниках бесперебойного питания используются самые простые методы заряда – метод заряда постоянным напряжением и метод компенсирующего заряда.

Еще необходимо отметить, что при выборе значения напряжения заряда необходимо учитывать температуру окружающей среды: при ее высоких значениях требуется напряжение немного уменьшить, а при низких – увеличить. Именно поэтому в хороших зарядных устройствах, предназначенных для эксплуатации в широком диапазоне температур, имеется специальная схема, контролирующая температуру окружающей среды и обеспечивающая установку напряжения компенсирующего заряда в соответствии с ее значением.

В принципе, говорить обо всех особенностях аккумуляторных батарей и их зарядных устройств, можно еще достаточно долго, но все-таки вернемся к теме нашей публикации и начнем знакомство с практическими вариантами зарядных устройств. Но вся приведенная здесь информация, надеемся, поможет нашим читателям лучше понять все то, что будет представлено далее.

Зарядные устройства на базе линейных регуляторов напряжения

Зарядные устройства в виде линейных регуляторов напряжения на сегодняшний день очень редко используются компанией APC в своих источниках бесперебойного питания. Линейные регуляторы широко использовались в моделях первого (1G) и второго (2G) поколений, и их использование чаще всего было характерно для моделей с небольшой выходной мощностью.

Что же касается других производителей, то они до сих пор продолжают использовать линейные регуляторы в качестве зарядных устройств, т.к. имена эта топология является наиболее простой как в проектировании, так и в практической реализации.

Блок–схема зарядного устройства на базе линейного регулятора напряжения представлена на рис.3, который и демонстрирует всю простоту схемы. Обязательным элементом схемы является понижающий низкочастотный трансформатор. В качестве которого, кстати, может использоваться основной силовой трансформатор источника бесперебойного питания. В этом случае в трансформаторе имеется дополнительная понижающая обмотка. Такое решение позволяет избежать применения отдельного трансформатора, что позволяет снизить и стоимость, и массу UPS.

Рис.3 Архитектура зарядного устройства ИБП (линейный регулятор)

Преобразование переменного напряжения в постоянное, традиционно, осуществляется выпрямителем на базе диодного моста, с которого выпрямленное напряжение поступает на схему регулятора-стабилизатора.

Режим работы регулятора напряжения может определяться двумя схемами:

- схемой ограничения тока стабилизатора;

- схемой термической регулировки.

Обе эти схемы являются опциональными и их наличие характерно для зарядных устройств более высокого класса. В простейших зарядных устройствах, работающих в режиме заряда постоянным напряжением, они чаще всего отсутствуют.

Включение и выключение регулятора напряжения осуществляется микропроцессором (или другим контроллером, выполняющим функцию главной управляющей микросхемы UPS) посредством сигнала ON/OFF . Включение и выключение зарядного устройства осуществляется микропроцессором, который анализирует состояние сигнала уровня заряда аккумулятора и сигнала AC-OK (сигнала наличия на входе UPS переменного сетевого напряжения).

Подавляющим большинством разработчиков UPS используется микросхема LM317 в качестве основы линейного регулятора зарядного напряжения. Эта универсальная микросхема трехвыводного стабилизатора положительного напряжения, позволяющая проектировать стабилизаторы с выходным напряжением от 1.2В до 37В и током нагрузки до 1.5А . Мы не будем сейчас распространяться по поводу LM317, ведь любой желающий найдет о ней самую подробную информацию как через Internet, так и в отечественных справочниках по зарубежной элементной базе. Единственное, на чем хотелось бы остановиться, так это на особенностях включения стабилизатора и методах программирования уровня выходного напряжения.

Стабилизатор LM317 удобен тем, что требуют всего двух внешних резисторов для задания уровня выходного напряжения. Кроме того, показатели нестабильности по току нагрузки и напряжению у LM317 гораздо лучше, чем у стабилизаторов с фиксированным выходным напряжением. LM317 имеет встроенную схему защиты от перегрузки, схему ограничения тока, схему защиты от перегрева, схему защиты от несоблюдения области безопасной работы.

Конфигурация внешних резисторов и направление токов, протекающих через выводы LM317, показаны на рис.4. Стабилизатор обеспечивает опорное напряжение Vref = 1.25 В (напряжение между выходным и управляющим выводами). Это опорное напряжение прикладывается к задающему ток резистору R1 . Значение же выходного напряжения определяется по формуле (1):

Vout=Vref(1+R2/R1)+I ADJ R2 (1)


Рис.4 Стабилизатор LM317

Ток через управляющий вывод не превышает значения 100мкА и в данной формуле входит в слагаемое, определяющее погрешность. Поэтому при разработке стабилизатора ток I ADJ стремятся предельно снизить, и, таким образом, уменьшить, насколько это возможно, изменения выходного напряжения и тока нагрузки. Для этой цели, весь ток потребления протекает через выходной вывод микросхемы, определяя минимально необходимый ток нагрузки. Если нагрузка на выходе не достаточна, то выходное напряжение будет расти. Для предотвращения этого явления в зарядных устройствах вводится следящая цепь, которая при увеличении выходного напряжения (а это может происходить по мере заряда аккумуляторов) корректирует номиналы резистивного делитель, и, в частности, эквивалентное сопротивление резистора R2. Пример такой следящей связи представлен на рис.5. В представленной схеме датчиком выходного напряжения является резистивный делитель R4/R5 . Увеличение выходного напряжения приводит к открыванию транзистора Q1 и подключению резистора R3 параллельно резистору R2 . В результате, эквивалентное сопротивление резистора R2 уменьшается, что приводит к снижению величины выходного напряжения. Аналогичным образом можно компенсировать и величину зарядного напряжения при изменении окружающей температуры. Для этого вместо резистора R5 достаточно установить терморезистор.

Рис.5 Следящая цепь позволяет предотвращать изменение выходного напряжения и тока нагрузки

Ни один из выводов микросхемы не должен быть подключен к "земле" в обязательном порядке. Подключение к "земле" осуществляется через соответствующий делитель. Поэтому данный стабилизатор, как говорят, имеет "плавающие" относительно "земли" потенциалы выводов. Как результат этого, с помощью LM317 могут стабилизироваться напряжения в несколько сотен вольт, при условии, что не будет превышен допустимый предел разности напряжений между входом и выходом (максимальное значение разности не должно превышать 40В ).

Необходимо отметить, что микросхема LM317 удобна для создания не только линейных стабилизаторов с программируемым выходным напряжением, но и для создания простых регулируемых импульсных стабилизаторов, хотя именно такое решение в источниках бесперебойного питания, практически, не встречается.

Подключение управляющего вывода ADJ (конт.2) к «земле» приводит к тому, что выходное напряжение стабилизатора задается на уровне 1.2 В , при котором большинство нагрузок начинает потреблять мизерный ток, т.е., фактически, нагрузка выключается. Именно по такому принципу осуществляется включение/выключение зарядного устройства. Для этого в схему вводится транзистор, включаемый между «землей» и контактом ADJ . Транзистор управляется TTL-сигналом, формируемым микроконтроллером рис.6.

Рис.6 Включение/выключение стабилизатора LM317

Открывание транзистора приводит к шунтированию на землю вывода ADJ и выключению зарядного устройства. Запирание же транзистора позволяет включить зарядное устройство и сформировать на выходе LM317 напряжение, величина которого задана внешним резистивным делителем. Шунтирование управляющего вывода может осуществляться не напрямую на «землю», а через резистор (рис.7 ). В этом случае на выходе зарядного устройства формируется уже не 1.2В, а несколько большее напряжение, однако, все равно, с достаточно низким потенциалом, что, фактически, соответствует прекращению работы зарядного устройства.

Рис.7

Кроме управляющего транзистора, в схеме зарядного устройства часто имеется еще и ограничитель тока, который отключает стабилизатор LM317 в случае превышение тока нагрузки (в данном случае тока заряда аккумуляторов) сверх установленного значения. Вариант зарядного устройства с ограничителем тока представлен на рис.8. Именно так и выглядят зарядные устройства подавляющего большинства источников бесперебойного питания компании PowerCom модельного ряда KING (семейство KIN ) и модельного ряда Black Knight (семейство BNT ). В данной схеме величина тока, при котором происходит ограничение, задается, в первую очередь, номиналом резистора R3 . Падение напряжения на резисторе R3 управляет транзистором Q1 . Резистор R3 с сопротивлением 1 Ом устанавливает предельное значение тока 0.6А . А в принципе, величина выходного тока, при котором осуществляется ограничение, т.е. величина тока короткого замыкания (КЗ) вычисляется по формуле (2):

Iкз = 600 mV / R3 (2)

Рис.8 Зарядное устройство ИБП PowerCom семейств KIN/BNT

На этом рассмотрение особенностей микросхемы LM317 мы заканчиваем и переходим к обзору практических схем зарядных устройств различных источников бесперебойного питания.

Единственное, на что еще можно обратить внимание, так это на то, что у микросхемы LM317 имеется и отечественный аналог – это стабилизатор 142ЕН12 , который ничем от нее не отличается (ни характеристиками, ни типом корпуса, ни внутренней схемой, ни схемами применения).

Рис.9 Зарядное устройство ИБП APC Back-UPS 600 (шасси 640-0208E)

На рис.9 представлен первый пример использования LM317 для построения зарядного устройства. В этом примере на вход стабилизатора подается выпрямленное, но не сглаженное напряжение, получаемое на выходе диодного моста из пониженного сетевого переменного напряжения. В результате, на выходе стабилизатора, также формируется не постоянное напряжение, а «параболы со срезанными верхушками». Ограничение параболы осуществляется на уровне напряжения стабилизации, который, в первую очередь, задается резисторами R9 и R11 . Более точная подстройка этого напряжения осуществляется делителем R10/VR1 . Таким образом, переменный резистор VR1 позволяет подрегулировать величину выходного напряжения зарядного устройства. Сглаживание выходного напряжения зарядного устройства осуществляется электролитическим конденсатором C3 .

Рис.10 Зарядное устройство ИБП PowerCom KIN 800/1500AP

На рис.10 приводится схема зарядного устройства, использующегося во многих моделях семейств KIN и BNT фирмы PowerCom. Это зарядное устройство строится по классической схеме с ограничением по току. Величина выходного напряжения зарядного устройства задается резистивным делителем R7/R38. Токовым датчиком, задающим порог токового ограничения, является резистор R51 . Токовый датчик управляет транзистором Q8 , с помощью которого осуществляется блокирование стабилизатора в момент превышения током порогового значения. Включение/выключение зарядного устройства осуществляется транзистором Q10 , который управляется сигналом ON/OFF от микропроцессора.

Рис.11 Зарядное устройство ИБП PowerCom KIN 425/625AP

На рис.11 представлена еще одна схема зарядного устройства для UPS компании PowerCom. Эта схема также построена на основе классической схемотехники зарядного устройства с токовым ограничением, однако в ней предусмотрено изменение режимов работы зарядного устройства. Изменение режимов работы, т.е. программирование зарядного устройства, осуществляется сигналом VOLT_SELECT , который является дискретным сигналом и генерируется микропроцессором. Этим сигналом изменяются параметры резистивного делителя, задающего выходное напряжение стабилизатора, и в частности изменяется сопротивление «нижнего» резистора (R2 на рис.4). Установка сигнала VOLT_SELECT в высокий уровень приводит к открыванию транзистора Q12 и запиранию Q7 . В результате «нижним» резистором делителя становится резистор R15 . Установка же сигнала VOLT_SELECT в низкий уровень приводит к открыванию транзистора Q7 и закрыванию Q12 , в результате чего «нижним» резистором делителя становится R17 c другим номиналом сопротивления, что, в итоге, приводит к изменению выходного напряжения зарядного устройства.

Включение и выключение зарядного устройства осуществляется сигналом ON/OFF и транзистором Q18 , при открывании которого управляющий вывод стабилизатора LM317 (конт.1 ) шунтируется на «землю». Ограничение тока, как обычно, осуществляется транзистором Q19 , который, в свою очередь, управляется токовым датчиком – резистором R35 .

На схеме, изображенной на рис.11 можно видеть еще и наличие датчика работы зарядного устройства, состоящего из R53, R45 и C19 . Этим датчиком генерируется сигнал CHRG_ON сразу же, как только на входе UPS появляется питающее напряжение первичной сети. Этот сигнал своим высоким уровнем сообщает микропроцессору о наличии сетевого напряжения и возможности начала процесса заряда аккумуляторов. Именно по этому сигналу микропроцессор устанавливает сигнал ON/OFF в низкий уровень, что и приводит к запуску зарядного устройства. В принципе, этот датчик можно было бы назвать датчиком наличия сетевого напряжения.

Рис.12 Зарядное устройство ИБП Back-UPS 900/1250 (шасси 640-0209)

Зарядное устройство на рис.12 предназначено для формирования мощного тока заряда аккумуляторов. Но так как LM317 позволяет формировать ток величиной всего лишь до 1.5А , то для увеличения мощности устанавливают параллельно два стабилизатора (IC12 и IC13 ), в результате чего ток нагрузки делится между двумя этими микросхемами примерно пополам, т.е. данное зарядное устройство обеспечивает зарядный ток, величиной до . Величина зарядного напряжения задается резисторами R141, R142, R143 и VR6 . Как и в одном из уже рассмотренных примеров, переменный резистор VR6 позволяет обеспечить точную подстройку напряжения зарядного устройства. Эта операция выполняется на заводе-изготовителе, а также может осуществляться сервисными инженерами при тестировании UPS.

В данной схеме предусмотрен плавный запуск зарядного устройства, т.е. выходное напряжение нарастает постепенно – по экспоненциальному закону. Плавный запуск обеспечивается схемой, состоящей из транзистора Q45 и интегрирующей цепи R166/C48 . В момент появления переменного напряжения на выходе понижающего трансформатора T2 , конденсатор C48 разряжен, в результате чего транзистор Q45 оказывается закрытым. Закрытый Q45 «отсекает» от «земли» резистивный делитель (и, в частности, резистор R142 ), с помощью которого задается величина выходного напряжения зарядного устройства. Однако по мере заряда конденсатора C48 , транзистор Q45 начинает приоткрываться, и задающий делитель подключается к «земле». Напряжение на конденсаторе растет по экспоненциальному закону, в результате чего по такому же закону изменяется выходное напряжение и ток.

Транзистор Q19 является управляющим транзистором, с помощью которого осуществляется включение и выключение зарядного устройства. Управляется транзистор сигналом ACFAIL , который устанавливается в высокий уровень в момент пропадания сетевого напряжения. Активизация сигнала ACFAIL приводит к открыванию транзистора Q19 и выключению зарядного устройства.

Кроме того, в данной схеме предусмотрена и термическая компенсация зарядного напряжения, и термическая защита. Для этих целей предназначен терморезистор R161 и управляемый им транзистор Q18 , который, в свою очередь, управляет транзистором Q19.

Кроме LM317 в зарядных устройствах могут применяться и интегральные трехвыводные стабилизаторы на фиксированное напряжение. Эти стабилизаторы имеют три вывода: входное напряжение, выходное напряжение и «земля». Именно относительного «земли» эти стабилизаторы и ограничивают свое выходное напряжение. Из всего многообразия таких микросхем, наиболее подходящими для построения зарядных устройств аккумуляторов являются стабилизаторы на 15 Вольт . Однако напряжение 15В является избыточным. Поэтому для снижения величины действующего выходного напряжения эти стабилизаторы заставляют работать в условно-импульсном режиме. Такой режим подразумевает, что на вход стабилизатора подается несглаженное выпрямленное напряжение. В результате, на выходе стабилизатора формируются «срезанные» на уровне 15 Вольт параболы, при сглаживании которых далее получают напряжение около 14 Вольт . Пример такого зарядного устройства представлен на рис.13.

Все мы знаем как неприятно, когда внезапно отключают свет. Это может случиться в любой момент - дома или на даче. Жителям сельской местности не позавидуешь вдвойне, тем более, если в такие моменты работает или циркуляционный насос. Внезапное выключение света может привести к гибели будущего выводка или остановке насоса для отопления.

Есть отличное решение этой проблемы – нужно всего-навсего купить автомобильный инвертор с 12-на 220 в. Однако цены на них очень велики, не каждый сельский житель сможет позволить себе купить такую дорогую вещь.

Что же делать – где можно недорого приобрести источник бесперебойного питания для освещения дома, теплицы, дачи т. д.? Конечно же, попробовать сделать его своими руками! А интернет нам в этом поможет.

Оказывается, есть более простое и дешевое решение – нужно всего лишь навсего, переделать бесперебойник в инвертор.

Для этой цели нам понадобится рабочий источник бесперебойного питания от компьютера, который можно купить буквально за копейки на "блошиных" рынках или через объявления местных газетах по продаже б/у компьютерной техники. Однако для наших задач бесперебойник не совсем подходит и требует небольшой переделки. Все, кто умеет работать с паяльником, без особого труда справятся с такой работой.

Переделав бесперебойник на инвертор, на выходе мы получим:

  • стабилизатор напряжения;
  • зарядное устройство;
  • и конечно инвертор.

После нашей переделки, если бесперебойник на 300 Вт, то на него можно нагрузить Вт 200. Конечно, чем мощней бесперебойник, тем больше можно увеличить на него нагрузку.

В некоторых бесперебойниках попадаются места, где можно дополнительно усилить мощность. Эти места называются транзисторными ключами. Стоит их допаять, как мощность бесперебойника увеличится.


Производители порой не допаивают такие транзисторы, чтобы удешевить изделие. Транзисторы нужно такого же номинала, как и установлены.

Так же следует увеличить сечение проводов от разъёма платы до АКБ на крокодилы.


От трансформатора вторичной обмотки до клем платы,


нужно добавить в параллель ещё по одному проводу для увеличения сечения.

Трансформатор пришлось немного расковырять, чтобы добраться до выхода вторичной обмотки. Этих проводов выходит три штуки.


Чтобы бесперебойник не пищал каждую минуту, мы должны выпаять круглую пищалку.






На задней стенке удалил ненужные разъёмы и оставил отверстие от них для выхода воздуха.



От этих клем находим два провода питания 220 вольт – выход с платы после преобразователя и эти провода выводим наружу, закрепляем свою розетку.

Наш инвертор из бесперебойника почти готов. Для контроля разряда батареи автомобильного аккумулятора можно встроить цифровой вольтметр. Я на всякий случай ещё подключил термодатчик для контроля температуры на транзисторных ключах. Термопару от мультиметра закрепил на радиаторе транзистора полевика.


Немаловажный момент: инвертор из бесперебойника должен иметь запуск холодного включения – это функция, когда он может включаться без внешнего питания от бытовой розетки 220 вольт. В некоторых моделях кнопка включения холодного пуска имеет двойное нажатие с разным интервалом времени.


Вот и все переделки. Такой инвертор можно брать с собой в поездку – на пикник, рыбалку, дома – через него можно подключать лампы, ноутбук, заряжать телефоны, фонарики, на даче и в сельской местности – подключать инкубатор, освещение теплицы и т. д., но не более 70% мощности от нашего изделия.

Для освещения лучше использовать диодные лампы, они мало тянут и ярко горят. Так же я подключал паяльник на 80 Вт, даже телевизор работает без проблем.

 


Читайте:



Звуковые сигнализаторы автомобиля Звуковой сигнал на поворотники своими руками

Звуковые сигнализаторы автомобиля Звуковой сигнал на поворотники своими руками

Большинство автомобилей оборудованы автоматическим устройством, выключающим сигналы поворота после завершения поворота. Это пластмассовый рычажок...

Датчики Холла. Виды и применения. Работа и подключения. Почему выходит из строя датчик холла в трамблере Зависимость работы двигателя ваз от датчика холла

Датчики Холла. Виды и применения. Работа и подключения. Почему выходит из строя датчик холла в трамблере Зависимость работы двигателя ваз от датчика холла

Датчики есть в разных системах автомобилей и созданы они для того, чтобы сообщать электронной системе управления двигателем об изменении параметров...

Отзыв Jeep SRT8 (2013 г.). Jeep Grand Cherokee SRT: впадаем в крайности с самым мощным "индейцем" Краткие технические характеристики Jeep Grand Cherokee SRT

Отзыв Jeep SRT8 (2013 г.). Jeep Grand Cherokee SRT: впадаем в крайности с самым мощным

– джип нового поколения, построенный на платформе Mercedes M-класса SUV. До сих пор Jeep еще не выпускал таких мощных автомобилей с мотором 6,4...

Сузуки Джимни: фото и описание неоднозначного внедорожника Для программы утилизации

Сузуки Джимни: фото и описание неоднозначного внедорожника Для программы утилизации

Suzuki Jimny – не только настоящий «долгожитель», но и один из немногих оставшихся на рынке «классических джипов»: несмотря на скромные габариты,...

feed-image RSS