Разделы сайта
Выбор редакции:
- Автомасла и все, что нужно знать о моторных маслах Что такое гидрокрекинговое моторное масло
- Молибденовые смазки - принцип действия и особенности применения
- Mitsubishi ASX: берём Outlander и отсекаем всё лишнее Для программы Trade-In
- Как можно увеличить клиренс на автомобиле Форд Фокус?
- Калькулятор перевода давления в барах на МПа, кгс и psi
- Такси андреевка солнечногорский
- Зарядка для никель кадмиевых аккумуляторов
- Как подключить usb к штатной кассетной магнитоле
- Схема простого вольтметр-индикатора бортовой сети автомобиля Светодиодный индикатор бортового напряжения автомобиля
- Автомобильный усилитель – экономные варианты создания звука в салоне Как сделать автомобильный усилитель
Реклама
Самая знаменитая немецкая самоходная артиллерийская установка «Фердинанд. ПТ-САУ "Ferdinand" - Бортовой Журнал — LiveJournal Какое оборудование ставить на федю |
30-09-2016, 09:38 Привет, танкисты, добро пожаловать на сайт! В ветке развития Германии на восьмом уровне расположились целые три ПТ-САУ, каждая из которых имеет свои особенности, но все они весьма сильны по-своему. Сейчас речь пойдет об одной из этих машина и перед вами Ferdinand гайд. Как обычно мы проведем детальный анализ параметров машины, определимся с выбором оборудования, перков, снаряжения для Ferdinand World of Tanks, а также поговорим о тактике ведения боя. ТТХ FerdinandПервое, чем может гордиться каждый владелец данного аппарата при выходе в бой – его большой запас прочности, один из лучших на уровне. Базовая дальность обзора у нас тоже неплохая, 370 метров, что лучше, чем у собратьев по нации. Если рассматривать Ferdinand характеристики бронирования, в целом все очень многообещающе. Суть в том, что у нас есть очень хорошо бронированная рубка, в которую нас с трудом пробивают даже одноклассники, но бронелист тут расположен под прямым углом и танки 9-10 уровней уже не испытывают больших проблем с пробитием данного элемента. Касательно брони корпуса, она значительно хуже и если ВЛД у ПТ-САУ Ferdinand WoT еще может рикошетить, то НЛД, борта и тем более корма шьются без проблем даже техникой 7-го уровня. Еще одним важным вопросом будет подвижность нашего агрегата и первое, о чем хотелось бы сказать, мы имеем действительно неплохую динамику. Проблема лишь в том, что Ferdinand World of Tanks очень ограничен в максимальной скорости, так что о какой-то мобильности говорить не приходится, да и вертится на месте наша черепашка совсем неохотно. ОрудиеВ плане вооружения все очень прилично, можно даже сказать хорошо, ведь у нас на восьмом уровне есть легендарный маусган. Все мы знаем, что Ferdinand орудие обладает шикарным разовым уроном, но и скорострельность тут очень сбалансирована, так что можно похвастаться примерно 2500 единицами урона в минуту, что тоже весьма неплохо. Касательно параметров бронепробития Ferdinand танк отстает от большинства одноклассников, но все равно базовых ББ хватает для комфортной игры даже против девяток. Вот с топовой техникой уже сложнее, так что возите с собой 15-25% голдового боезапаса. С точностью все тоже в порядке, особенно если вспомнить о том, что это маусган. У Ferdinand World of Tanks есть достаточно приятный разброс, вменяемая скорость сведения, но со стабилизацией проблемы. Кстати, не могут не радовать очень комфортные для ПТ-САУ углы вертикальной и горизонтальной наводки. Вниз пушка опускается на 8 градусов, а суммарный УГН составляет целых 30 градусов, наносить урон на Ferdinand WoT одно удовольствие. Преимущества и недостаткиТак как анализ общих характеристик, как и параметров орудия, остались позади, пришло время подвести первые итоги. Чтобы систематизировать полученные знания, давайте выделим основные преимущества и недостатки, разбив их по пунктам. Оборудование для FerdinandС установкой дополнительных модулей все более или менее привычно. Для ПТ-САУ очень важно наносить как можно больше урона, при этом делать это с комфортом, так что в случае с Ferdinand оборудование будем ставить такое: Однако третьему пункту есть очень хорошая альтернатива - , которая сделает из нас еще более опасного противника в плане огневого потенциала, но ставить ее можно только при вкачанных на обзор перках или наличии грамотных союзников. Обучение экипажаВ плане выбора умений для нашего экипажа, в который входит аж 6 танкистов, все довольно стандартно, но по ряду причин, в первую очередь стоит сделать уклон не на маскировку, а на выживаемость. Таким образом, на танк Ferdinand перки качаем в такой последовательности: Снаряжение для FerdinandЕще один стандарт касается подбора расходников, и тут мы больше будем ориентировать по своему финансовому положению. Если серебра у вас немного, можно взять , , . Однако для тех, кто успевает пофармить, на Ferdinand снаряжение лучше возить премиумное, где огнетушитель при желании можно заменить на . Тактика игры на FerdinandКак это всегда бывает, планировать стратегию игры на этой машине стоит, опираясь на ее сильные и слабые стороны, ведь именно так достигается максимальная эффективность в любом бою. Для ПТ-САУ Ferdinand тактика ведения боя часто сводится к пассивной игре, преимущественно из-за медлительности этой машины. В таком случае мы должны занять удобную и выгодную позицию в кустах, где-нибудь на второй линии, откуда можно эффективно вести огонь по союзному засвету и самим оставаться в тени. Как вы понимаете, мощное и достаточно точное орудие Ferdinand World of Tanks позволяет играть таким образом. Однако мы можем позиционироваться и на первой линии, ведь наша броня при правильной постановке способна выдерживать множество попаданий, сохраняя запас прочности нетронутым. Для этого Ferdinand танк должен находиться в бою против восьмых уровней, скрыть корпус, обезопасить себя от артиллерии и не пускать противника себе в борт. Играем от альфы, между выстрелами пританцовываем или прячемся, обеспечивая себе большое будущее. Смотрите только, чтобы враг не зарядил голду, тогда наша тактика провалится. Кстати, благодаря хорошим углам вертикальной и горизонтальной наводки немецкая ПТ-САУ Ferdinand World of Tanks способна занимать позиции, которые многим другим не под силу, этим тоже нужно уметь пользоваться. В итоге хотелось бы сказать, что в наших руках действительно сильная и грозная машина, которая наиболее комфортно себя чувствует в боях вверху списка. Если же приходится сражаться против десяток, лучше пострелять издалека. И как обычно, игра на Ferdinand WoT, вы должны понимать, что это машина одного направления, так что выбирайте фланг тщательно, следите за мини-картой и берегитесь арты. Уже во время ведения боевых действий на Восточном фронте немецкая армия столкнулась с превосходными советскими танками КВ и Т-34. Они заметно превосходили имеющиеся на то время немецкие аналоги. Поскольку уступать немцы не собирались, в конструкторские бюро многих немецких компаний поступили заказы на создание нового типа техники - тяжелого истребителя танков. Этот заказ впоследствии и стал началом сотворения такой машины, как "Фердинанд", или "Элефант". История создания машиныОпыт боев на Восточном фронте показал, что многие немецкие танки из серии Pz уступают по своим характеристикам советским боевым машинам. Поэтому Гитлер приказал немецким конструкторам начать разработку новых тяжелых танков, которые должны были сравниться или даже превзойти танки Красной Армии. Этим занялись две большие фирмы - "Хеншель" и "Порше". Прототипы машин от обеих компаний были созданы в кратчайшие сроки и 20 апреля 1942 года представлены фюреру. Ему так понравились оба прототипа, что он распорядился серийно выпускать обе версии. Но в силу ряда причин это было невозможно, поэтому решили выпускать только модель фирмы "Хеншель" - VK4501 (H), которая впоследствии стала известна как Pz.Kpfw VI Tiger. Версию конструктора Фердинанда Порше - VK 4501 (P) - решили оставить как запасной вариант. Гитлер приказал построить всего 90 машин. Но выпустив лишь 5 танков, "Порше" прекратил их производство по приказу фюрера. Два из них впоследствии переделали в ремонтные машины Bergerpanzer, а три получили стандартное вооружение - пушку калибра 88 мм. KwK 36 L/56 и два пулемета MG-34 (один спаренный с орудием, а второй - курсовой). Примерно в это же время появилась еще одна необходимость - в истребителе танков. При этом требовалось, чтобы машина имела лобовую броню в 200 мм толщиной и пушку, способную бороться с советскими танками. Имеющиеся на то время немецкие противотанковые средства немцев были либо неэффективными, либо откровенно сымпровизированными. При этом ограничение по весу будущей САУ составляло 65 тонн. Поскольку прототип Порше проиграл, конструктор решил использовать свой шанс. Он попросил фюрера достроить запланированные 90 шасси как раз для использования их как базы будущей установки. И Гитлер дал добро. Именно эта работа конструктора и стала машиной, которая стала известна как танк "Фердинанд". Процесс создания и его особенностиИтак, 22 сентября 1942 года министр вооружения Третьего рейха Альберт Шпеер приказал начать создание необходимой армии боевой машины, которая первоначально носила название 8,8 cm Pak 43/2 Sfl L/71 Panzerjaeger Tiger (Р) SdKfz 184. В процессе работы название меняли несколько раз, пока наконец-то танк не получил официальное имя. Машину проектировали фирма "Порше" совместно с заводом "Алкетт", расположенным в Берлине. Требования командования были таковыми, что САУ должна была использовать противотанковую пушку Pak 43 калибра 88 мм. Она обладала большой длиной, поэтому Порше составил компоновку таким образом, что боевое отделение располагалось в задней части танка, а двигатель - в средней. Корпус был модернизирован - в него добавили новые станины для двигателя и установили переборку, призванную остановить пожар внутри машины, если будет такая необходимость. Переборка разделяла боевое и силовое отделения. Шасси, как уже говорилось, было взято из прототипа тяжелого танка VK 4501 (P), ведущим колесом являлось заднее. В 1943 году танк был готов, и Гитлер распорядился начать его выпуск, а также присвоил машине имя "Фердинанд". Танк, очевидно, получил это имя как знак уважения конструкторскому гению Порше. Решили производить машину на заводе "Нибелунгенверке". Начало серийного производстваИзначально планировалось выпустить 15 машин в феврале 1943 года, еще 35 - в марте - и 40 в апреле, то есть проводилась стратегия наращивания производства. Изначально все танки должен был выпускать "Алкетт", но затем это дело перепоручили "Нибелунгенверке". Это решение было вызвано рядом причин. Во-первых, для перевозки корпусов САУ были необходимы больше железнодорожные платформы, а все они на тот момент были заняты доставкой танка "Тигр" на фронт. Во-вторых, корпуса VK 4501 (P) переделывались медленнее, чем требовалось. В-третьих, "Алкетту" пришлось бы переналадить производственный процесс, так как в тот момент на заводе велась сборка противотанковых машин StuG III. Но "Алкетт" все же поучаствовал в сборке машины, отправив в Эссен, где находился поставщик рубок - завод Krupp - группу слесарей, имевших опыт сварки башен для тяжелых танков. Сборка первой машины началась 16 февраля 1943 года, а уже к 8 мая были готовы все запланированные танки. 12 апреля одна машина была направлена на прохождение испытаний в Куммерсдорф. Впоследствии состоялся смотр техники в Рюгенвальде, где и был показан первый "Фердинанд". Обзор танка вышел удачным, и машина понравилась Гитлеру. Как заключительный этап производства была проведена комиссия Heeres Waffenamt, и вся техника ее успешно прошла. Ее обязаны были пройти все немецкие танки Второй мировой войны, "Фердинанд" в том числе. Самоходка в боюМашины подоспели как раз к началу Курской битвы. Следует отметить один забавный факт: все советские фронтовики, участвовавшие в этом сражении, в один голос твердят, что танк "Фердинанд" применялся массово (чуть ли не тысячами) по всему фронту. Но реальность не соответствовала этим словам. В действительности, в боях участвовали только 90 машин, при этом их применяли только на одном участке фронта - в районе железнодорожной станции Поныри и поселка Теплое. Там сражались два дивизиона самоходок. В целом можно сказать, что "Фердинанд" прошел боевое крещение успешно. Немаловажную роль сыграла боевая рубка, которая была хорошо бронирована. Из всех потерь наибольшее количество произошло на минных полях. Одна машина нарвалась на перекрестный обстрел нескольких противотанковых орудий и семи танков, но в ней обнаружили всего одну (!) пробоину. Еще три самоходки были уничтожены бутылкой с зажигательной смесью, попаданием авиабомбы и крупнокалиберным гаубичным снарядом. Именно в этих боях Красная армия и ощутила на себе всю мощь такой грозной машины, как танк "Фердинанд", фото которого были сделаны тогда впервые. До этого никакой информацией о машине русские не располагали. В ходе боев были выяснены достоинства и недостатки машин. Например, экипажи жаловались на то, что отсутствие пулемета снижает живучесть на поле боя. Эту проблему пытались решить оригинальным способом: ствол пулемета вставлялся в незаряженное орудие. Но можно представить себе, как это было неудобно и долго. Башня не вращалась, поэтому наводка пулемета осуществлялась всем корпусом. Другой способ был тоже остроумным, но неэффективным: к задней части самоходки приваривали железную клетку, где располагалось 5 гренадеров. Но "Фердинанд", танк крупный и опасный, всегда привлекал к себе огонь противника, поэтому долго они не жили. Пытались установить пулемет на крышу рубки, но обслуживающий его заряжающий рисковал жизнью так же, как и гренадеры в клетке. Из более значительных изменений - провели усиленную герметизацию топливной системы двигателя машины, но она увеличивала вероятность возникновения пожара, что подтвердилось в первые недели боев. А еще выяснили, что ходовая сильно восприимчива к повреждениям от мин. Успехи машин и результаты сраженияКак уже было упомянуто, на Курской дуге сражались два дивизиона, которые были созданы специально для того, чтобы использовать танк "Фердинанд". Описание боевых действий в отчетах гласит, что оба дивизиона, воевавшие в составе 656 танкового полка, за время боев на Курской дуге уничтожили 502 танка противника всех типов, 100 орудий и 20 противотанковых пушек. Таким образом можно увидеть, что Красная Армия понесла в этих боях серьезные потери, хоть и проверить эту информацию не представляется возможным. Дальнейшая судьба машинВсего уцелело 42 "Фердинанда" из 90. Поскольку конструктивные недостатки требовали исправления, их отправили на модернизацию в Сан-Пельтен. Туда же вскоре пришли и 5 поврежденных самоходок. Всего реконструировали 47 машин. Работы велись на все том же "Нибелунгенверке". До 15 марта 1944 года было готово 43 "Элефанта" - так теперь называли эти машины. Чем же они отличались от своих предшественников? В первую очередь - удовлетворили просьбу танкистов. В переднюю часть рубки установили курсовой пулемет - танковый MG-34 на шаровидной установке. В том месте, где располагался командир самоходки, установили башенку, которая прикрывалась одностворчатым люком. Башенка обладала семью фиксированными перископами. Усилили дно в передней части корпуса - туда поставили бронеплиту толщиной 30 мм для защиты экипажа от противотанковых мин. Несовершенная бронемаска орудия получила защиту от осколков. Изменилась конструкция воздухозаборников, на них появились бронекожухи. Перископы водителя оснастили солнцезащитными козырьками. Усилили буксирные зацепы в передней части корпуса, на борта поставили крепления для инструментов, которые можно было использовать для маскировочной сетки. Изменения коснулись и ходовой: она получила новые гусеницы с параметрами 64/640/130. Изменили систему внутренней связи, добавили крепления для дополнительных пяти снарядов внутри рубки, поставили в задней части и на бортах боевой рубки крепления для запасных траков. Также весь корпус и его нижняя часть были покрыты циммеритом. В таком виде самоходки широко использовались в Италии, отражая наступление союзных войск, а в конце 1944 были переброшены обратно на Восточный фронт. Там они сражались на Западной Украине, в Польше. О том, как сложилась судьба дивизионов в последние дни войны, единого мнения нет. Тогда они были прикомандированы к 4-й танковой армии. Предполагают, что они воевали в районе Цоссена, другие утверждают, что в горных областях Австрии. В наше время осталось всего два "Элефанта", один из которых находится в танковом музее в Кубинке, а другой - в США, на полигоне Абердина. Танк "Фердинанд": характеристики и описаниеВ целом конструкция этой самоходной артиллерийской установки была удачной, отличаясь лишь незначительными недостатками. Стоит внимательнее рассмотреть каждую из составных частей, чтобы оценить боевые возможности и эксплуатационные качества трезво. Корпус, вооружение и оборудованиеБоевая рубка представляла собой четырехгранную пирамиду, усеченную сверху. Она производилась из цементированной морской брони. По техническим требованиям лобовая броня рубки достигала значения 200 мм. В боевое отделение устанавливалась противотанковая 88 мм пушка Pak 43. Ее боекомплект составлял 50-55 выстрелов. Длина пушки достигала 6300 мм, а вес - 2200 кг. Орудие стреляло различными типами бронебойных, фугасных и кумулятивных снарядов, которые успешно пробивали почти любой советский танк. "Фердинанд", "Тигр", поздние версии StuG оснащались именно этим орудием или же его модификациями. Горизонтальный сектор, который мог обстреливать "Фердинанд" без поворота шасси, - 30 градусов, а угол возвышения и склонения орудия был 18 и 8 градусов соответственно. Корпус истребителя танков был сварным, состоящим из двух отделений - боевого и силового. Для его изготовления использовались гетерогенные бронеплиты, внешняя поверхность которых была тверже внутренней. Лобовая броня корпуса изначально составляла 100 мм, позже ее усилили дополнительными бронепластинами. В силовом отделении корпуса находился двигатель и электрогенераторы. В кормовой части корпуса расположили электродвигатель. Чтобы комфортно управлять машиной, место механика-водителя оборудовали всем необходимым: приборами контроля двигателя, спидометром, часами и перископами для осмотра. Для дополнительной ориентации в левой части корпуса имелась смотровая щель. Слева от механика-водителя находился стрелок-радист, который обслуживал радиостанцию и вел огонь из пулемета. На САУ этого типа ставились рации моделей FuG 5 и FuG Spr f. Задняя часть корпуса и боевое отделение вмещали остальной экипаж - командира, наводчика орудия и двух заряжающих. Крыша рубки имела два люка - командирский и и наводчика - которые были двустворчатыми, а также два небольших одностворчатых люка для заряжающих. Еще один большой люк круглой формы был сделан сзади рубки, он предназначался для загрузки боекомплекта и входа в боевое отделение. В люке была небольшая бойница для защиты самоходки сзади от противника. Следует сказать, что немецкий танк "Фердинанд", фото которого сейчас можно легко найти, очень узнаваемая машина. Двигатель и ходовая частьВ качестве силовой установки использовались два карбюраторных двигателя с жидкостным охлаждением Maybach HL 120 TRM, двенадцатицилиндровые верхнеклапанные установки мощностью 265 л. с. и рабочим объемом 11867 куб. см. Шасси состояло из троих тележек двухколесного строения, а также направляющего и ведущего колеса (один борт). У каждого опорного катка была независимая подвеска. опорные катки имели диаметр 794 мм, а ведущее колесо - 920 мм. Гусеницы были одногребневыми и одношкворневыми, сухого типа (то есть траки не смазывались). Длина опорной области гусеницы - 4175 мм, колея - 2310 мм. В одной гусенице было 109 траков. Для улучшения проходимости можно было установить дополнительные антипробуксовочные зубцы. Выполнялись гусеницы из сплава марганца. Покраска машин зависела от местности, в которой велись боевые действия, а также от времени года. По стандарту их окрашивали оливковой краской, на которую иногда накладывали дополнительный камуфляж - темно-зеленые и коричневые пятна. Иногда использовали трехцветный танковый камуфляж. Зимой применялась обыкновенная смываемая белая краска. Такой тип окраски не регламентировался, и каждый экипаж красил машину по своему усмотрению. ИтогиМожно сказать, что конструкторам удалось создать мощное и эффективное средство борьбы со средними и тяжелыми танками. Немецкий танк "Фердинанд" не был лишен недостатков, но его преимущества перекрывали их, поэтому неудивительно, что самоходки очень берегли, использовали только в значимых операциях, избегая их эксплуатации там, где без этого можно было обойтись. Орудие повреждено! Точность стрельбы снижена вдвое! :) Фердинанд №614 после прямого попадания авиабомбы с пикировщика Пе-2, п.Горелое, 9 июля 1943г. Panzerjager Tiger (P) mit 8,8 cm PaK43/2 "Ferdinand" (с начала 1944 - "Elefant"), Sd.Kfz.184 - немецкая тяжёлая противотанковая самоходно-артиллерийская установка (САУ) периода Второй мировой войны. Эта боевая машина, вооружённая 88-мм пушкой, является одним из самых сильно вооружённых и мощно бронированных представителей немецкой бронетехники того периода. Несмотря на свою малочисленность, Фердинанд является самым известным представителем класса самоходных орудий, и с ним связано большое количество легенд.САУ «Фердинанд» была разработана в 1942-1943 годах, являясь во многом импровизацией на базе шасси не принятого на вооружение тяжёлого танка Tiger конструкции доктора Фердинанда Порше. Изначально САУ имела хороший потенциал, однако тактика применения и неблагоприятные условия местности, на которой применялись "Фердинанды", во многом помешала реализовать преимущества этой САУ. Фердинанды участвовали в боях на северном фасе Курской дуги, на осенних боях 1943 на Восточном фронте, в Италии и на западной Украине в 1944, а оставшиеся в строю немногочисленные САУ - в боевых действиях в Польше и Германии в 1945. В Советской Армии «Фердинандом» часто называли любую немецкую самоходную артиллерийскую установку. История созданияБРЭМ на базе шасси VK 4501(P) История создания «Фердинанда» тесно переплетена с историей создания знаменитого танка «Тигр I» . Этот танк разрабатывался двумя конкурирующими конструкторскими бюро - «Порше» и «Хеншель». Зимой 1942 года началось изготовление опытных образцов танков, получивших название VK 4501 (P) («Порше») и VK 4501 (H) («Хеншель»). 20 апреля 1942 года (в день рождения фюрера) опытные образцы были продемонстрированы Гитлеру, проведя показательные стрельбы. Оба образца показали близкие результаты, и решение о выборе образца для серийного производства не было принято. Гитлер настаивал на параллельном производстве обоих типов, военное руководство склонялось к машине Хеншеля. В апреле - июне испытания были продолжены, параллельно фирма «Нибелунгенверке» начала сборку первых серийных «Тигров» Порше. 23 июня 1942 года на совещании у Гитлера было решено иметь в серийном производстве только один тип тяжёлого танка, которым стала машина фирмы «Хеншель». Причиной этого считаются проблемы с электромеханической трансмиссией танка Порше, малый запас хода танка, необходимость разворачивания серийного производства двигателей для танка. Определённую роль сыграл и конфликт Фердинанда Порше и немецкого Управления Вооружений. Несмотря на то, что военные отдали предпочтение «Тигру» фирмы «Хеншель», не прекращались работы и над VK 4501 (Р). Так, 21 июня 1942 года Ф. Порше получил указание вооружить свой танк более мошной 88-мм пушкой с длиной ствола в 71 калибр, созданной на основе зенитки Пак 41. Это задание было выдано рейхсминистерством вооружения и боеприпасов на основе личного распоряжения фюрера, который никак не хотел отказаться от очень ему понравившегося танка своего любимца Порше. Однако выполнить это не удалось, и 10 сентября 1942 года руководство завода «Нибелунгенверке» направило письмо в рейхсминистерство. в котором сообщало о невозможности установки на VK 4501 (Р) башни с 88-мм пушкой с длиной ствола в 71 калибр. Параллельно с этой задачей, конструкторское бюро Порше рассматривало вариант вооружения своего «Тигра» трофейной французской 210-мм мортирой в неподвижной рубке. Эта идея также принадлежала А. Гитлеру, который высказывался о необходимости иметь на вооружении панцерваффе самоходные артиллерийские установки больших калибров, необходимые для поддержки танковых частей. На совещании 22 сентября 1942 года, где среди прочих вопросов поднималась и судьба VK 4501 (Р), Гитлер высказался о необходимости переделки этого шасси в тяжелое штурмовое орудие, вооруженное 88-мм пушкой с длиной ствола в 71 калибр или 210-мм французской мортирой, установленных в неподвижной рубке. Кроме того, фюрер высказал пожелание об усилении лобовой брони машины до 200 мм - такая защита не пробивалась даже орудием «Тигра». При этом он предлагал использовать для этого «плиты морской брони». Однако никакого официального решения о судьбе VK 4501 (Р) на этом совещании не принималось. Лишь спустя неделю. 29 сентября, последовало официальнее указание фирме Порше от управления вооружений сухопутных войск о переделке танка его конструкции в «тяжелое штурмовое орудие». Однако конструктор мягко сказать проигнорировал это, так как еще не оставлял надежды увидеть свой танк на вооружении. Тем более что 10 октября 1942 года фирмы «Крупп» и «Рейнметалл» получили распоряжение о разработке башни с 88-мм пушкой в 71 калибр для ее установке на шасси танков «Тигр» Порше и «Хеншель». Однако на заседании 14 октября 1942 года А. Гитлер потребовал, не ожидая завершения проектирования, немедленно начать работы по разработке и производству штурмовых орудий с 88-мм пушками на шасси танков VK 4501 (Р) и Pz.IV. Для ускорения работ по переделке «Тигра» Порше была привлечена фирма «Алкетт» (Almerkische Kettenfabrik или сокращенно Alkett) в пригороде Берлина Шпандау - единственная в Рейхе, имевшая опыт изготовления штурмовых орудий. А на заводе «Нибелунгенверке» под руководством Ф. Порше в спешном порядке перерабатывали конструкцию силовой установки и электротрансмиссии для установки в новую самоходку. При этом кроме вооружения - 88-мм пушка и толщины брони в лобовой части - 200 мм, ограничивалась только боевая масса машины - не более 65 тонн. Остальные характеристики остааляли на усмотрение проектировщиков. Несмотря на заявление Порше о готовности начать серийный выпуск «тигров» с 12 мая 1942 года, заводы «Нибелунгенверке» и «Обердонау» были готовы к производству VK 4501 (Р) лишь к концу июля - потребовалось время на отработку технологического процесса, необходимой документации, инструмента и приспособлений. Но. несмотря на это, к началу августа на этих предприятиях имелся задел для сборки нескольких десятков шасси (бронекорпуса, раскрой броневых листов, детали ходовой части). После принятия решения о переделке «Тигра» конструкции Ф. Порше в тяжелое штурмовое орудие работы по сборке корпусов и шасси активизировались. В середине октября 1942 года два шасси (№ 15010 и 15011) передали фирме «Алкетт» для облегчения проектирования новой машины. Проект переделки, разработанный «Алкеттом», был готов 30 ноября 1942 года (во всяком случае, именно эта дата стоит на эскизном проекте нового штурмового орудия). 11 декабря 1942 года его рассмотрели на заседании представителей рейхсминистерства вооружения и боеприпасов и управления вооружений сухопутных войск. Самой значительной переделке подверглась общая компоновка машины. Большой вылет ствола артсистемы не позволял установить рубку с вооружением на месте боевого отделения танка VK 4501 (Р) в передней части корпуса. Поэтому была принята схема с кормовым расположением рубки с пушкой, для чего пришлось сдвинуть вперед двигатели силовой установки с генераторами, которые оказались в середине корпуса. Из-за этого механик-водитель и радист оказались «отрезанными» от остального экипажа, находящегося в рубке. Пришлось отказаться и от использования двигателей воздушного охлаждения Тур 101 конструкции Ф. Порше, установленных на VK4501 (Р) - они оказались достаточно капризными, к тому же не находившимися в серийном производстве. В результате пришлось прибегнуть к установке проверенных и надежных двигателей «Майбах» (Maybach HL 120TRM) мощностью 265 л.с., что потребовало полной переделки системы охлаждения (такие двигатели ставились на танки Pz.III и штурмовые орудия StuG III). Кроме того, для повышения запаса хода пришлось заново спроектировать бензобаки увеличенной емкости. Проект в целом получил одобрение, правда, военные потребовали уменьшить массу машины до 65 т, как планировалось по заданию. 28 декабря 1942 года рассматривался переделанный и упрощенный проект тяжелого штурмового орудия на шасси «Тигра» Порше. Согласно приведенных представителями «Алкетта» более точных расчетов, боевая масса машины должна была составить 68,57 т: переделанный корпус, включая 1000 л горючего - 46,48 т, броневая рубка - 13,55 т, пушка с установкой броневым шарообразным щитком - 3,53 т, дополнительная защита лобовой части и передней части днища - 2,13 т, укладки боеприпасов и снаряды - 1,25 т и экипаж с инструментами и запасными частями -около 1,63 т. Некоторые инженеры и «Нибелунгенверке». и «Алкетта» опасались, что ходовая часть, рассчитанная на 55-тонную боевую машину, может не выдержать дополнительной массы. В результате обсуждения было принято решение облегчить самоходку за счет уменьшения боекомплекта, изъятия пулемета в лобовом листе рубки, части инструмента и запасных частей, а также дополнительной 30-мм брони на нижнем переднем листе корпуса. В результате этих мероприятий удалось уложиться в заданный 65 т, проект был одобрен и рекомендован к серийному производству. Одновременно поступило указание об изготовлении 90 таких машин и формировании из них двух батальонов. Инспекторы управления вооружения сухопутных сил в апреле 1943 года приняли 30 «Фердинандов», оставшиеся 60 машин были приняты в мае. Один из них остался в распоряжении военной приемки (WafPruef) на «Нибелунгенверке» для испытания и проверки вооружения, а 89 передали в распоряжение управления артиллерийско-технического имущества сухопутных сил. Там «фердинанды» получат и боеприпасы, инструменты, запасные части и радиостанции. 29 машин передали в войска в апреле. 56 - в мае, остальные 5 отправили в июне, когда подразделения уже выдвигались к линии фронта. 1 мая 1943 года фирма «Нибелунгенверке» получила заказ на изготовление пяти машин на шасси «Тигра» Порше, предназначенных для эвакуации поврежденных или застрявших «фердинандов». Проект, получивший обозначение Bergepanzer Tiger (Р), был закончен в начале июля 1943 года. Он представлял собой шасси «Фердинанда», но без дополнительной брони, в кормовой части которого располагалась небольшая рубка в форме усеченной пирамиды с люками и шаровой пулеметной установкой в лобовом листе. Машина не имела никакого оборудования, кроме 10-тонной лебедки, которая могла монтироваться на корпусе снаружи. Список официальных названий САУ
МодификацииВид 3/4 сверху спереди корпуса и рубки Фердинанда Вид 3/4 сверху спереди корпуса и рубки Элефанта 29 ноября 1943 года А. Гитлер предложил ОКН изменить названия образцов бронетанковой техники. Его предложения о наименовании были приняты, и узаконены приказом от 1 февраля 1944 года, и продублированы приказом от 27 февраля 1944 года. В соответствии с этими документами «Фердинанд» получил новое обозначение - «Элефант» 8,8-см штурмовое орудие Порше" (Elefant fur 8,8 cm Sturmgeschutz Porsche). Из дат проведения модернизация видно, что изменение названия самоходки произошло случайно, но ко времени, так как отремонтированные «Фердинанды» вернулись в строй. Это облегчило различие между машинами: первоначальный вариант машины назывался «Фердинанд», а модернизированный - «Элефант». В ходе боев лета-осени 1943 года во внешнем виде «Фердинандов» произошли некоторые изменения. Так, на лобовом листе рубки появились желобки для стока дождевой воды, на некоторых машинах ящик ЗИП и домкрат с деревянным брусом для него перенесли на корму машины, а на верхнем лобовом листе корпуса стали крепить запасные траки. В период с января по апрель 1944 года оставшиеся в строю «Фердинанды» прошли модернизацию. В первую очередь, их оснастили курсовым пулеметом MG-34, смонтированным в лобовом листе корпуса. Несмотря на то, что «Фердинанды» предполагалось использовать для борьбы с танками противника на дальних дистанциях, боевой опыт показал необходимость в пулемете для обороны самоходки в ближнем бою, особенно если машина была подбита или подорвалась на фугасе. Например, во время боев на Курской дуге, некоторые экипажи практиковали стрельбу из ручного пулемета MG-34 даже через ствол орудия. Кроме того, для улучшения обзорности на месте люка командира самоходки установили башенку с семью смотровыми перископическими приборами (башенка была полностью заимствована у штурмового орудия StuG42). Кроме этого, на самоходках усилили крепление крыльев, заварили бортовые смотровые приборы механика-водителя и стрелка-радиста (реальная эффективность этих приборов оказалась близкой к нулю), упразднили передние фары, перенесли установку ящика ЗИП, домкрата и запасных траков на корму корпуса, увеличили боекомплект на пять выстрелов, установили новые съемные решетки на моторно-трансмиссиониое отделение (новые решетки обеспечивали защиту от бутылок КС, активно использовавшихся пехотой Красной Армии для борьбы с танками и САУ противника). Кроме того, самоходки получили циммеритное покрытие, защищавшее броню машин от магнитных мин и гранат противника. Отличия между «Фердинандом» и «Элефантом». На «Элефанте» имелась курсовая пулеметная установка, прикрытая дополнительной накладной броней. Домкрат и деревянная подставка для него перенесены в корму. Передние подкрылки усилены стальными профилями. С передних подкрылков сняты крепления для запасных траков. Демонтированы передние фары. Над смотровыми приборами механика-водителя установлен солнцезащитный козырек. На крыше рубки смонтирована командирская башенка по типу командирской башенки штурмового орудия StuG III . На лобовой стенке рубки приварены желоба для стока дождевой воды. Боевое применениеРезультат обстрела "Ferdinand" бронебойными снарядами орудия МЛ-20С САУ СУ-152 с дистанции 1200м. Один снаряд попал в район амбразуры пулемёта, оторвал накладную 100 мм броню, и сломал вторую 100 мм бронеплиту, выбив заглушку пулемётного порта. Выше видны отметины попаданий в рубку снарядов, не пробивших броню. Формирование подразделений на "Фердинандах" началось 1 апреля 1943 года, когда 197-й дивизион штурмовых орудий StuG III, находившийся в учебном лагере Брук-он-Лейте в Австрии получил приказ о реорганизации в 653-й тяжелый батальон истребителей танков (scwere Panzeijager Abteilung 653), который по штату должен был иметь на вооружении 45 САУ "Фердинанд". 197-й-й дивизион имел кадровый состав, действовавший на советско-германском фронте с лета 1941-го по январь 1943 года и имевший богатый боевой опыт. В ходе формирования будущие экипажи самоходок были направлены на завод "Нибелунгенверке", где проходили обучение и участвовали в сборке "Фердинандов". В конце апреля 653-й батальон имел на вооружении 45 машин, однако в первых числах мая по приказу командования их передали на укомплектование 654-го батальона, формировавшегося в Руане. К середине мая 653-й батальон насчитывал уже 40 "Фердинандов" и усиленно занимался боевой подготовкой. 24 и 25 мая батальон посетил генерал-инспектор танковых войск Г. Гудериан, который провел учения на полигоне в Нойзейдель (Neusiedel). В ходе их проведения "Фердинанды" прошли 42 км, кроме того, отрабатывалось взаимодействие с ротой радиоупрааляемых транспортеров взрывчатки BIV "Borgward", которые предназначались для проделывания проходов в минных полях. 9-12 июня 1943 года 653-й батальон тяжелых истребителей танков 11 железнодорожными эшелонами убыл с австрийской станции Пандорф на советско-германский фронт. Они проследовали через Модлин, Брест, Минск, Брянск. Карачев и Орел, разгрузившись на станции Змиевка (в 35 км южнее Орла). 654-й тяжелый батальон истребителей танков начал свое формирование в конце апреля 1943 года на базе 654-го противотанкового дивизиона, сформированного еще в конце августа 1939 года. Сначала дивизион имел на вооружении 37-мм пушки Рак35/36, затем получил САУ "Мардер II" . Он участвовал во французской кампании и боях на советско-германском фронте.Сначала батальон должен был получить 88-мм противотанковыми САУ "Хорниссе" (Hornisse), но в последний момент решение переменили, и батальон стали готовить на "Фердинанды". До 28 апреля он находился в Австрии, а к 30 апреля 1943 года его перебросили во Францию, в Руан. В середине мая из 653-го батальона прибыли первые "Фердинанды". Разгрузившись, они проследовали через город, вызвав панику: "характерный шум работающих двигателей приняли за воздушный налет авиации союзников". А прохождение машин по старому мосту через Сену вызвало его проседание на 2 см. Батальон расположился на аэродроме недалеко от Руана, где проходило обучение экипажей. В конце мая прибыл последний, 45-й "Фердинанд", а 6 июня в присутствии Г. Гудериана прошло учение "Фердинандов" совместно с частями 24-й танковой дивизии. При этом Гудериан сказал, что основная задача батальона состоит в том, чтобы "обеспечить прорыв хорошо укрепленных позиций противника и открыть путь танковым частям во вражеский тыл". Курская Дуга, лето 1943 Прибыв на фронт, 653 и 654-й батальоны вошли в состав 656-го танкового полка (Panzer Regiment 656), штаб которого сформировали еше 8 июня 1943 года. Помимо 653 и 654-го тяжелых батальонов истребителей танков в его состав включили 216-й батальон штурмовых танков, (Sturmpanzer Abteilung 216) вооруженный "Бруммбарами"(Sturmpanzer IV "Brummbar"), а также две роты (213 и 214-ю) радиоуправляемых транспортеров B4. Полк входил в состав 9-й полевой армии и должен был обеспечить прорыв советской обороны в направлении станции Поныри - Малоархангельск. С 25 июня "Фердинанды" начали выдвигаться к линии фронта. Все перемещения осуществлялись только ночью по специально разработанному маршруту. Находившиеся на нем мосты были усилены и помечены литерой F. Для маскировки выдвижения "Фердинандов" над зоной сосредоточения летали самолеты люфтваффе. К 4 июля 656-й танковый полк развернулся следующим образом: к западу от железной дороги Орел - Курск 654-й батальон (район Архангельское), к востоку 653-й батальон (район Глазунова), а за ними - три роты 216-го батальона. Каждому батальону "Фердинандов" придавалась рота радиоуправляемых транспортеров взрывчатки "Боргвард". Таким образом, 656-й полк действовал на фронте до 8 км. На фото генерал К. Рокоссовский со штабом осматривают захваченный Фердинанд. 5 июля 1943 года в 3:40, после артиллерийской и авиационной подготовки, 653 и 654-й батальоны, поддерживая части 86 и 292-й пехотных дивизий, двинулись вперед двумя эшелонами - две роты в первом, одна во втором. 653-й батальон в первый день вел тяжелые бои у советских позиций в районе высоты 257,7, которую немцы прозвали "Танковая высота". Действия затруднялись огромным количеством минных полей, в которых "боргварды" не успевали проделывать проходы. В результате, в самом начале боя более 10 "Фердинандов" подорвались на минах, получив повреждения катков и траков. Тяжелые потери были и в личном составе экипажей. Так, при осмотре своей поврежденной машины подорвался на противопехотной мине и был тяжело ранен командир 1-й роты гауптман Шпильман. Вскоре к минам добавился огонь советской артиллерии, который оказался довольно эффективным. В результате, к 17:00 5 июля на ходу осталось всего 12 "Фердинандов" из 45. В течение следующих двух дней - 6 и 7 июля - остатки 653-го батальона участвовали в боях по овладению станцией Поныри. Начало атаки 654-го батальона оказалось еще более неудачным. Приданные саперы подготовили по два прохода через свои минные поля для 6 и 7-й рот (5-я шла во втором эшелоне за 7-й). Однако, когда "Фердинанды" начали движение, 6-я рота и приданный ей взвод "боргвардов" попали на необозначенное на картах немецкое минное поле. В результате часть B4 сдетонировали, при этом уничтожив несколько своих машин управления. В течение нескольких минут большая часть "Фердинандов" 6-й роты подорвалась на минах и вышла из строя. Советская артиллерия открыла по самоходкам ураганный огонь, который заставил залечь поднявшуюся в атаку немецкую пехоту. Несколько саперов под прикрытием орудий "Фердинандов" сумели расчистить путь, и четыре оставшихся на ходу машины 6-й роты сумели выйти к первой линии советских траншей. Заняв первую линию траншей и дождавшись своей пехоты, остатки 654-го батальона двинулись дальше, в сторону Понырей. При этом часть машин подорвалась на минах, а "Фердинанд" №531 был подбит артиллерийским огнем и сгорел. В сумерках, достигнув холмов севернее Понырей - и выполнил задачу дня - батальон остановился на отдых и перегруппировку. Из-за проблем с подвозом горючего и, главным образом, боеприпасов, 6 июля "Фердинанды" вступили в бой лишь в 14:00. Однако из-за сильного артогня немецкая пехота понесла большие потери и отстала, атака захлебнулась. п. Александровка, р-он Подмаслово. Брошен в период 15-18 июля 1943г. Погрузился правой гусеницей в мягкий грунт. Атака нашей пехоты помешала экипажу уничтожить свою машину. На подъеме перегрев двигателей, пожар в машинном отделении. На следующий день остатки 653 и 654-го батальонов оттянули к Бузулуку в качестве корпусного резерва, 8 июля 1943 года 6 "Фердинандов" и несколько "Бруммбаров" участвовали в атаке на Поныри, но безрезультатно. В 6.00 9 июля боевая группа майора Кагль (505-й тяжелый танковый батальон "Тигров", 654 (и часть машин 653-го), 216-й батальоны и дивизион штурмовых орудий) начала очередной штурм Понырей. По свидетельству экипажа одного из "Фердинандов", "сопротивление противника было просто ужасающим", и, несмотря на то, что группа вышла на окраину населенного пункта, развить успех не удалось. После этого 653 и 654-й батальоны отвели в резерв в район Бузулук - Малоархангельск. С началом советского контрнаступления все имеющиеся в строю "Фердинанды" активно использовались в боях.Так, 12-14 июля 24 самоходки 653-го батальона поддерживали части 53-й пехотной дивизии в районе Березовец. При этом, отражая атаку советских танков у Красной Нивы экипаж "Фердинанда" лейтенанта Тирета доложил об уничтожении 22 из них.15 июля 654-й батальон отбил атаку танков со стороны Мало-Архангельск - Бузулук, при этом 6-я рота в своем боевом донесении сообщала об уничтожении 13 боевых машин противника. В последующем остатки батальонов оттянули в Орел, хотя 6-я рота 654-го батальона поддерживала отход 383-й пехотной дивизии. В ходе советского наступления, начавшегося 12 июля 1943 года, было потеряно еще 20 "Фердинандов" (по состоянию на 1 августа). Большинство из них были взорваны собственными экипажами из-за невозможности эвакуировать после выхода из строя по боевым и техническим причинам.Итого общие безвозвратные потери 653 и 654-го батальонов в ходе операции "Цитадель" составили 39 "Фердинандов". При этом штаб 656-го танкового полка донес, что за этот период он вывел из строя 502 вражеских танка и САУ, 20 противотанковых и около 100 других орудий. К 30 июля все "Фердинанды" были выведены с фронта, и по приказу штаба 9-й армии отправлены в Карачев - самоходки по железной дороге, а остальная матчасть своим ходом. В начале августа 654-й батальон передал 19 своих оставшихся Фердинадов в 653-й батальон, и без техники убыл во Францию для пополнения (в апреле 1944 654-й батальон получил свои первые Ягдпантеры). 653-й же батальон с 50-ю Фердинандами в ускоренном темпе устранял повреждения техники в Днепропетровске. 19 сентября 1943 батальон получил приказ предоставить все 14 боеспособных на тот момент САУ для обороны Днепра. После ряда тяжелейших боёв в районе Никополь-Кривой Рог, остатки батальона - 7 Фердинандов - получили приказ вернуться в Австрию на ремонт и отдых. Однако ситуация на фронте и погодные условия - не позволила батальону выйти из боёв до 10 января 1944. Италия, 1944 Sdkfz 184 "Ferdinand", потерянные в ходе боев в Италии, весна-лето 1944г. 1 марта 1944г. Сел на мягком грунте. Попытка вытащить силами Тигра из 508 ттб под непрерывным обстрелом окончилась неудачей. Уничтожен экипажем. В связи со сложной ситуацие на фронте, сложившейся в Италии в начале 1944, 11 Фердинандов, отремонтированных к тому времени, были сведены в 1-ю роту иотправлены в Анцио. По прибытии они были прикомандированы к 216-му батальон штурмовых орудий и вошли в состав 508-го тяжелого танкового батальона, вооруженного танками Тигр . Перед батальоном была поставлена задача сбросить войска союзников с занимаемых плацдармов. Однако мягкий итальянский грунт мало подходил для Фердинандов и Тигров , и многие машины просто увязали в нем, при этом их было невозможно эвакуировать из-за сильнейшего огня артиллерии. Вскоре Элефанты (переименованные недавно приказом Фюрера) были переведены в резерв, и прикрывали отход германских войск. Однако и здесь их постигла неудача - несколько машин было выведено из строя американскими истребителями-бомбардировщиками. Остаткам роты - 5 Элефантам - пришлось перемещаться только по ночам, естественно, ни о какой боевой эффективности речи и не шло. 6 августа последние 3 Элефанта 1-й роты прибыли в Вену для отдыха и ремонта. Сел на мягком грунте. Попытка вытащить силами Бергфердинанда не удалась. Уничтожен ночью экипажем под руководством комроты. Восточный фронт, 1944-45 Во время боёв на зап. Украине, САУ из 2-й роты 653 батальона получил попадание 152мм от нашей САУ правее орудия. На фото видна отметина. Броня не пробита, однако из-за внутренних повреждений САУ отправляется на заводской ремонт. В это время 2-я и 3-я роты батальона с 30-ю Элефантами в апреле 1944 была направлена на Украину, в район Львова, на помощь окруженным в районе Тарнополя войскам. Однако в условиях весенней распутицы действия многотонных монстров были серьёзно осложнены, и после потери 3-х САУ батальон был отозван в резерв до лучших времён. 13 июля в южной Польше началась т.н. Львовско-Сандомирская операция советской армии. Большая часть войск группы армий "Северная Украина" была направлена севернее, на помощь сильно постадавшей группе армий "Центр". В результате советские танковые клинья легко вспарывали германскую оборону. Бои в составе группы армий "Северная Украина" ещё раз наглядно продемонстрировали все слабые стороны Элефантов: под непрерывным давлением наступающей советской армии, батальон не мог успешно эвакуировать подбитые машины. Ни о каком серьёзном ремонте не могло быть и речи. При этом во время отступления приходилось постоянно искать мосты, которые смогли бы выдержать тяжелые машины, и Элефантам приходилось наматывать лишние километры, теряя по пути всё больше и больше машин из-за технических неисправностей. Всего в ходе летних боёв на батальон безвозвратно потерял 19 САУ Элефант. Остатки 653-го батальона были выведены в Краков в августе, тогда же было принято решение: все боеспособные Элефанты собрать во 2-й роте, а 1-ю и 3-ю отвести во Францию и переформировать на новую САУ Ягдтигр . 2-я рота с 14-ю САУ отправилось в Польшу в сентябре 1944. 15-го декабря 1944 она была переименована в 614-ю отдельную тяжелую роту истребителей танков, и в январе приняла участие в отражении Висло-Одерского наступления советской армии. И опять, при плохих погодных условиях, недостаточном снабжении, при полном господстве советских ВВС в воздухе, количество боеспособных САУ сократилось до конца января всего до 4-х. Все они были отправлены в район Берлина для ремонта, котрый сильно затянулся в условиях хаоса последних месяцев войны в Европе. К началу боёв за Берлин немцы успели отремонтировать всего две САУ, которые приняли участие в последних боях и были захвачены советскими и польскими солдатами 1 мая 1945 в Берлине на площади Карла-Августа. Фотографии и рисункиPanzerjager Tiger (P) в наше времяВ Советском Союзе в разное время имелось не менее восьми трофейных комплектных «Фердинандов»:
Одна САУ была расстреляна под Понырями в июле - августе 1943 года при испытании её брони; ещё одна - расстреляна осенью 1944 года при испытании новых образцов вооружения. В конце 1945 года в распоряжении различных организаций имелось шесть САУ. Они использовались для проведения различных испытаний, часть машин была в итоге разобрана с целью изучения конструкции. В итоге все они, кроме одной, были сданы на слом, как и все машины, захваченные в сильно повреждённом состоянии. До настоящего времени сохранилась единственная САУ Фердинанд. Фердинанд №501 из состава штаба 1./s.Pz.Jg.Abt.654, т.н. "Kommando Noak", названной по имени командира 654-го батальона Maj. Karl-Heinz Noak. САУ подорвалась на мине в районе ж/д станции Поныри - Совхоз "1-е Мая". Незначительно повреждена ходовая. САУ отремонтирована и отправлена на испытания в НИИБТ в г.Кубинка. До настоящего времени дошла в приличном состоянии, правда в советское время была разграблена изнутри. Камуфляж типичен для 654-го батальона - тёмно-желтый (Dunkelgelb RAL 7028) фон с нанесённой "сеткой" из тёмнозелёного (Olivgrün RAL 6003) либо красно-коричневого (Rotbraun RAL 8017). Маркировка белого цвета - тактический номер 501 и буква на левом подкрылке N , обозначающая принадлежность к тактической группе "Ноак". "Фердинанд" из музея КубинкиЭлефант №102 из состава 1./s.Pz.Jg.Abt.653, т.н. "Kommando Ulbricht", названной по имени её командира Hptm. Hellmut Ulbricht. Эта командирская САУ была брошена на дороге Cisterna-Cori в Италии 24 мая 1944г. из-за невозможности эвакуации после пожара в моторном отделении. Позднее обнаружена американскими войсками, и вывезена в США. Выставлена на полигоне Музея БТТ в г.Абердин, США. После того, как "Элефант" прибыл в США, специалистами был проведён внешний косметический ремонт и покраска. Внутри работы не проводились, т.к. САУ сильно выгорела. В этом состоянии Элефант простоял под открытым небом несколько десятков лет, и только в конце 1990-ых был приведён в сносное состояние - был восстановлен первоначальный камуфляж. Правда, циммеритовое покрытие американцы повторить не смогли или не захотели. Камуфляж типичен для 1-й роты на итальянском ТВД - тёмно-желтый (Dunkelgelb RAL 7028) фон с нанесёнными хаотично мелкими пятнами тёмнозелёного (Olivgrün RAL 6003) и красно-коричневого (Rotbraun RAL 8017). Маркировка белого цвета - тактический номер 102 и буква U , обозначающая принадлежность к тактической группе "Ульбрихт". САУ несёт на себе отметки боевых повреждений - ясно видны попадания в маску орудия, в лобовую броню рубки. "Элефант" из Абердинского музеяИсточники информации
Герои популярных книги и фильма «Место встречи изменить нельзя», работники легендарного МУРа в качестве транспорта используют автобус, прозванный «Фердинанд». Из уст водителя главный герой узнает, что машина названа за сходство силуэта с немецкой самоходкой. Из этого небольшого эпизода можно узнать, насколько была известна в среде фронтовиков самоходная артиллерийская установка производства Фердинанда Порше. Несмотря на небольшое количество выпущенных машин, эти установки запали в память всех, кому доводилось видеть их в бою. История созданияСвоим рождением самоходная установка прорыва «Фердинанд» обязана другому, не менее эпичному образцу германского танкового гения. Начало 1941 года ознаменовалось личным заказом Гитлера двум крупнейшим КБ Германии 26 мая на совещании, в присутствии высших чинов инженерного ведомства, относящихся к бронетанковым силам. В присутствии представителей КБ были проанализированы бои во Франции, выявлены недостатки немецких боевых машин. Фердинанду Порше и Штайеру Хаккеру, директору «Хеншель» были официально сделаны особые заказы. Создать они должны были тяжелый танк, предназначенный для прорыва линий обороны противников Германии. Еще одна причина заказа в неэффективности большинства германских танков в борьбе с толстокожими английскими «Матильдами» Мк.II. В случае успеха планируемой операции «Морской лев» панцерваффе должны были столкнуться, по разным оценкам, с 5 тысячами таких машин. На этом же совещании фюреру были представлены макеты танков Порше и Хеншеля.
С одной стороны, конструкторы были заняты доработкой стоящих в серии машин. С другой Вермахт познакомился с танками КВ, произведшими как на генералов, так и на рядовых танкистов громадное впечатление. Осенью 1941го работы по разработке тяжелого танка были продолжены в форсированном режиме. Управление вооружения, курировавшее создание машины, было на стороне фирмы Хеншель. По их же просьбам разработки возглавил Эрвин Адерс, вошедший в историю как главный конструктор танка-символа Вермахта. Фердинанд Порше в этот период вступает в серьёзный конфликт с Управлением вооружений из-за технических несоответствий проектируемой и заказанной чиновниками башней проектируемого танка. В последствие это сыграет свою роль в судьбе обоих прототипов. Гибнет в авиакатастрофе доктор Тодт, единственный союзник Порше в продвижении именно его модели. Однако сам Фердинанд был уверен в успехе своей разработки. Пользовавшийся неограниченным успехом у Гитлера, он разместил на свой страх и риск в фирме Нибелунгенверк заказ на изготовление корпусов для своих машин.
Несмотря не превосходство модели Порше, зафиксированные по ходу испытаний, было рекомендовано принять на вооружение образец Хеншеля, к ужасу техников германской армии. Предложение Гитлера выпускать две машины встретило сдержанный отказ, мотивированный невозможностью выпускать в военное время два дорогостоящих, но равнозначных танка. Неудача обернулась к Порше лицом, после того как в марте 1942 года стало ясно, что требуемое Гитлером новое мощное штурмовое вооружение, оборудованное 88-мм орудием, невозможно создать на базе PzKpfw. IV, как планировалось первоначально. Тут и пригодились построенные Нибелунгенверком, 92 единицы шасси, для так и не попавших в серию «Тигров» конструкции Порше. Сам создатель с головой окунулся в новый проект. Увлекшись расчетами, он проработал схему с расположением экипажа в расположенной сзади просторной боевой рубке. После согласований с Управлением вооружений и доработок завод Нибелунгенверк приступил к сборке корпусов новых самоходок на базе многострадальных шасси. В этот период, неясно кем, был убран заложенный Порше курсовой пулемет. Эта «доработка» сыграет потом свою роль в судьбе САУ.
Начало 1943 года ознаменовалось выходом из ворот первых самоходок и отправки их на фронт. В феврале приходит подарок фюрера создателю САУ – машине официально присваивается имя «фатера», «Фердинанд». По приказу того же «бесноватого» самоходки без приемки идут на Восток. Немало удивлённый Порше вспоминал, что ждал с фронта жалоб на свои недоработанные в спешке машины, но не получил ни одной. Боевое применениеКрещением «Фердинандов» стала битва на Курской дуге. Советская разведка, правда, уже 11 апреля имела сведения о новой технике, подвозимой к линии фронта. К сведениям был прикреплен примерный чертеж машины, достаточно похожий на оригинал. Было составлено требование о проектировании 85-100-мм орудии для борьбы с броней самоходок, но до летнего наступления Вермахта, само собой, войска эти орудия не получили. Уже 8 июля в Главное бронетанковое управление СССР пришла радиограмма о застрявшем на минном поле «Фердинанде», сразу привлекшем внимание своим неповторимым силуэтом. Прилетевшим на осмотр офицерам не довелось видеть эту машину, так как за два дня немцы продвинулись вперед. В бой «Фердинанды» пошли у станции Поныри. Взять в лоб позицию советских войск у немцев не получалось, поэтому 9 июля была сформирована мощная штурмовая группа, в голове которой шли «Фердинанды». Тщетно выпускавшие снаряд за снарядом по САУ, советские артиллеристы, в итоге, оставили позиции у поселка Горелое. Этим маневром они заманили наступающую группировку на минные поля, а затем ударами с флангов уничтожили большое количество бронетехники. 11 июля основная масса наступающей техники была переброшена на другой участок фронта, оставшиеся части батальона «Фердинандов» попытались организовать эвакуацию подбитой техники. Это было сопряжено со множеством трудностей. Главной из них было отсутствие достаточно мощных тягачей, способных утащить самоходки к своим.
Другой участок фронта, у поселка Теплое, атакуемый батальоном «Фердинандов», подвергся не меньшему прессингу. За счет более обдуманных действий противника, здесь потери самоходок были намного меньше. Но здесь произошел первый случай захвата боевой машины вместе с экипажем. Во время атаки, подвергшись массированному обстрелу тяжелой артиллерией, самоходчики начали маневрировать. В результате машина попала на песок и «закопалась» в грунт. Сначала экипаж попытался своими силами откопать САУ, но подоспевшая советская пехота быстро переубедила немецких самоходчиков. Полностью исправная машина была вытащена из ловушки только в начале августа с помощью двух тракторов «Сталинец». После окончания боев был проведен всесторонний анализ применения немцами новой самоходки, а так же способов эффективной борьбы с ней. Львиная доля машин были выведены из строя из-за подрыва на минах и повреждений ходовой части. Несколько САУ были подбиты тяжелой корпусной артиллерией и огнем СУ-152. Одна машина была уничтожена бомбой с , одну сожгли бутылками с КС пехотинцы.
И всего одна машина получила пробоину 76-мм снарядом, в полосе обороны Т-34-76 из 76-мм дивизионных пушек, огонь вёлся на дистанции всего 200-400 метров. Советские воины были под большим впечатлением от новых немецких машин. Командование, оценив сложность борьбы с «Фердинандом», дало распоряжение награждать орденами тех, кто смог в бою уничтожить эту машину.
Немцы сделали свои, неутешительные выводы. 39 из 90 имевшихся машин была потеряна под Курском, еще 4 машины сожгли в ходе отступления на Украине в 1943 году. Оставшиеся самоходки, в полном составе, кроме нескольких образцов, вывезли к Порше для доработки. Были заменены некоторые детали, установлен курсовой пулемет, и машина отправилась помогать в борьбе против союзников в Италии. Широко распространен миф о том, что это перемещение было вызвано тяжестью системы и большей приспособленности итальянских каменистых дорог для них. На самом деле около 30 машин были отправлены на Восточный фронт, где в ходе отражений «10 сталинских ударов» 1944 года «Фердинанды», один за одним, отправлялись в небытие. Последним сражением с участием этой машины стала битва за Берлин. Как бы ни было прекрасно орудие и броня, но сдержать Красную Армию весной 1945 года она не смогла. Доставшиеся в качестве трофеев Советскому Союзу «Фердинанд» САУ использовались как мишени для апробации нового противотанкового оружия, разбирались до винтика для изучения, а затем были отправлены на слом. Единственная советская дошедшая до нашего времени машина стоит в знаменитой Кубинке. Сравнительные характеристики с противникомПодобно сильному дикому зверю, «Фердинанд» имел не так много врагов, способных вступить с ним в единоборство на равных. Если брать машины аналогичного класса, ближе всего по эффективности окажется советские САУ СУ-152 и ИСУ-152, прозванные за эффективность стрельбы по «Тиграм», «Пантерам» и прочему зоопарку Гитлера, «зверобоями». Так же можно рассмотреть специализированный истребитель танков СУ-100, проходивший испытания на трофейных самоходках Порше.
В итоге немецкая разработка по боевым качествам все же немного превосходит советские образцы. Однако проблемы с ходовой частью, а так же мизерный выпуск не дали в полной мере использовать потенциал этих машин. Кроме того, советские танкисты и самоходчики, получив новые мощные пушки 85 и 122-мм на танках марки Т-34 и «ИС» смогли на равных бороться с творениями Порше, стоило зайти с фланга или тыла. Как часто бывает, все в итоге решала решительность и смекалка экипажа. Устройство «Фердинандов»Гитлер не жалел никаких материалов для любимого конструктора, поэтому машины Порше получили самое лучшее. Моряки передали часть запасов цементированной брони, рассчитанной на огромные флотские калибры. Масса и толщина заставили соединять броневые листы «в шип», дополнительно используя шпонки для усиления. Разобрать эту конструкцию было невозможно. Дальнейшая обварка корпуса производилась, скорее, для герметизации, а не для сочленения. Броневые листы борта и кормы ставились под небольшим наклоном, повышая снарядостойкость. Там же имелись амбразуры для ведения огня из оружия экипажа. Небольшой размер этих отверстий, правда, не позволял весть прицельную стрельбу, так как не была видна мушка. Корма рубки имела бронированный люк. В него загружали снаряды, через него меняли орудие. В случае повреждения через эту же дверь спасался экипаж. Внутри находилось 6 человек, компоновка предусматривала водителя-механика и радиста в лобовой части, затем моторное отделение в середине, а в корме командир орудия, наводчик и двое заряжающих.
Вообще, двигатели «Фердинанда» были чем-то фантастическим по меркам танкостроения 1940-х. Карбюраторные 12-цилиндровые HL 120TRM в 265 л.с расположены были не один за другим а параллельно. Коленвал ДВС имел фланец, к которому крепился генератор Typ aGV постоянного тока напряжением 385 вольт фирмы Siemens-Schuckert. Электричество от генераторов передавалось на 2 тяговых электродвигателя Siemens-Schuckert D149aAC мощностью по 230 кВт каждый. Электродвигатель вращал понижающий планетарный редуктор, который соответственно свою тяговую звездочку гусеницы. Низковольтная цепь выполнена по однопроводной схеме. Некоторые приборы (радиостанция, освещение, вентилятор) питались от напряжения 12В, некоторые (стартеры, независимые обмотки возбуждения электромашин) от 24В. Четыре аккумулятора заряжались от расположенных на каждом двигателе 24-х вольтовых генераторов. Всю электрику производила фирма «Бош». Проблему создавала система выхлопа газов. У 5-го опорного катка находилось выведение выхлопной трубы, вокруг все нагревалось, из подшипников испарялась смазка, а резиновый бандаж быстро выходил из строя. Ходовую часть самоходной установки Порше взял у своего же танка «Леопард», придуманного в 1940 году. Особенностью в ней было наличие тележки для торсионов, по 3 на борт, а не установка их внутри корпуса. Это снискало Фердинанду любовь немецких техников, седевших лишь при упоминании о ходовой хеншелевского «Тигра».
Сами катки так же были удачны за счет бандажей внутри колеса. Это требовало в 4 раза меньше резины. Принцип работы на сдвиг повышало порог службы бандажа. Признанием удачности опыта можно назвать введение катков подобной конструкции на тяжелые танки в конце войны. На одну сторону уходило 108-110 траков шириной 64 сантиметра. Вооружение самоходной установки представляло собой 88-мм орудие, с длиной ствола 71 калибр (около 7 метров). Установлено орудие было в шаровой маске, в лобовой части рубки. Эта конструкция оказалась неудачной, так как в щели во множестве попадали осколки и брызги свинца от пуль. В дальнейшем, для исправления этого недочета, ставились специальные защитные щитки. Орудие «Фердинанда», одно из самых сильных разработок в немецкой армии, первоначально было зенитным. После доводки его поставили на самоходку. Его снаряды эффективно поражали с большого расстояния практически любую советскую или союзную бронетехнику. Боекомплект включал бронебойные и подкалиберные снаряды, а так же осколочно-фугасные, раздельного заряжания. Отмеченное выше отсутствие пулемета на ранних машинах можно объяснить следующим образом. Согласно немецкой тактике, штурмовые самоходные установки должны двигаться во второй линии наступления, за танками и пехотой, прикрывая их огнем орудия. Под Курском высокая концентрация, а, главное, эффективность огня артиллерии заставило бросить самоходки вперед, с минимальным прикрытием.
Внутренняя связь поддерживалась переговорным устройством, за внешнюю связь отвечал радист (он же стрелок в модернизированном «Элефанте»). Вклад в культуру и историюМашина Порше, несмотря на малый тираж, оставила яркий след в истории Второй Мировой войны. Наряду с «Тигром» и «Мессершмиттом», эта самоходка является символом Вермахта. Составившая славу германских самоходных систем, она была настоящим ужасом для противника. Конечно, бороться можно научиться со всяким противником, но в 1943 году в войсках началась настоящая «фердинандофобия». Ушлые немцы пользовались этим, надевая ведра на стволы других самоходок, имитируя дульный тормоз. Судя по мемуарам, только советские войска уничтожили около 600 «Фердинандов» за время боев, при общем выпуске в 91 единицу. Не отставали и немцы. Чем тяжелее и не удачней протекала для них война, тем больше был счет уничтоженных советских танков. Часто в мемуарах танкисты и самоходчики называют цифры подбитых машин, вдвое превышающие количество бронетехники на участке фронта. И в одном, и в другом случае рассматриваемые самоходные установки играли громадную роль. Большое внимание уделяется САУ в литературе. Художественное произведение «На войне как на войне», описывающее советских самоходчиков, содержит описание поле боя после встречи немецкой самоходки с группой «тридцатьчетверок», не в пользу для советской техники. Сами бойцы говорят о нем, как о достойном и опасном противнике.
Собственно, проще назвать те игры, в которых САУ нет. Стоит отметить, что характеристики и описание в подобных поделках часто не соответствуют реальности. В угоду играбельности разработчики жертвуют настоящими характеристиками машины. Можно самостоятельно сделать и поставить на полку легендарную машину. Многие фирмы, занимающиеся моделями, делают наборы по сборке в разных масштабах. Можно назвать бренды Cyber Hobby, Dragon, Italeri. Дважды производила и пускала в серию САУ фирма «Звезда». Первый выпуск, номер 3563, имел много неточностей. Скопированные у Italeri лекала представляли «Элефант», и имели много неточностей. Следующая модель, 3653, представляет собой первый, получивший крещение под Курском «Фердинанд». Вторая Мировая и Великая Отечественная война дали множество технических образцов, ставших легендами. Среди САУ немецкого производства «Фердинанд» занимает, безусловно, первое место. Видео
САУ "ФЕРДИНАНД". Во время Второй мировой войны немецкая военная промышленость сумела в кратчайшие сроки разработать и запустить в массовое производство немало образцов сложной военной техники (танки,артиллерия, самолеты, подводные лодки и даже боевые ракеты типа "Фау-1,2" которые впоследствии (мировыми экспертами в области вооружений) были признаны лучшими образцами подобной техники. Эта боевая машина, вооружённая 88-мм пушкой, является одним из самых сильно вооружённых и мощно бронированных представителей немецкой бронетехники того периода. Трудно найти образец бронетехники времен Второй Мировой войны, выпущенный в столь малом количестве и при этом так прославившийся. К тому же надо учитывать и тот факт,что моральный эффект от появления на советско-германском фронте во многом неуязвимых немецких самоходок был очень большим. Так в РККА и появились "фердинандомания" и "фердинандобоязнь". Всего же в июле - августе 1943 года немцы потеряли 39 "Фердинандов" из фактичского количества 89 шт.. Сами же «Фердинанды» дебютировали в июле 1943 года под Курском, после чего активно участвовали в боях на Восточном фронте и в Италии вплоть до конца войны. Последний бой эти самоходные орудия приняли в пригородах Берлина весной 1945 года.
№653 (Schwere PanzerJager Abteilung 653), формировался на основе 197-го дивизиона штурмовых орудий StuG III. Однако в начале мая 1943 года вся материальная часть была передана на укомплектование 654-го батальона, формировавшегося во Франции в городе Руан. К середине мая 653-й батальон был снова укомплектован почти по штату и имел в своем составе 40 САУ, после прохождения курса учений на полигоне
№ 654-й который был сформирован на базе 654-го противотанкового дивизиона в конце апреля 1943 года. Боевого опыта у его личного состава, воевавшего прежде с ПТО PaK 35/36, а затем на САУ «Мардер II», было гораздо меньше, чем у коллег из 653-го батальона. 1. Повести Виктора Курочкина «На войне как на войне» А вот мифов о САУ "Фердинанд" насчитывается несколько: Миф №1 О многочисленности и широком использовании «Фердинандов» Миф №2 отрицающий по сути МИФ №1- О редкости использования «Фердинандов» на Восточном фронте Миф №4 о средствах борьбы с «Фердинандами» Этот миф утверждает, что основным средством борьбы с этой САУ были тяжёлые буксируемые и особенно самоходные орудия - А-19, МЛ-20, СУ-152, а также авиация. Позже эти САУ могли успешно поражаться в борт 57-мм советскими противотанковыми пушками ЗИС-2, а также 76-мм дивизионными пушками ЗИС-3 и танковыми 76-мм пушками (при использовании подкалиберных снарядов). В третьей части мы подробно рассмотрим этот вопрос поскольку эта часть будет посвящена техническому описанию данной боевой машины Участие САУ "Фердинанд" в боях во время Второй мировой войны А чтобы развеять все мифы и легенды мы перейдет далее к описаниям конкретных боевых действий САУ "Фердинанд". И вот как развивались события. 5 июля в 3:30 9-я армия начала наступление. После артиллерийской и авиационной подготовки 653-й и 654-й батальоны двинулись вперёд двумя эшелонами - две роты в первом, одна во втором. Первый поддерживал части 86-й и 292-й пехотных дивизий, второй - наступление 78-й штурмовой дивизии соответственно. Img-7 Но 6 июля 1943 г. основные боевые действия начались с возобновления наступления XLVIII танкового корпуса 03.30. Два часа спустя он сообщил по телефону, что обеспокоен слабостью 20-й танковой дивизии и потребовал передать ему из XXIII корпуса хотя бы одну роту «Фердинандов». А вот действия 654-го батальона После этого 653-й и 654-й батальоны отвели в резерв в район Бузулук - Малоархангельск. 16 июля 654-й батальон закрепился на позициях в секторах 292-й пехотной и 36-й панцергренадерской дивизий (без учёта 118-го гренадерского полка) в Зарёвке и на подступах к ней. «Фердинанды» 653-го батальона поддерживали действия 36-го пехотного полка, 36-й панцергренадерской и 8-й танковой дивизий. Высокий уровень проблем с техническим обслуживанием «Фердинандов» вынудил майора Штайнвахса образовать мелкие боевые группы, которые поддерживали различные дивизии (среди них - 78-я штурмовая, 262-я и 299-я пехотные дивизии). Всего в течение дня самоходкам 2-й роты удалось подбить 13 советских танков Основной задачей дивизии, усиленной этими частями, был разгром советских войск на фронтальном выступе у Волхова и предотвращение их прорыва через Однолуки к дороге Азарово - Мильчино. А что в итоге? Да немцы официально признали безвозвратную потерю 21-го "Фердинанда", а сколько и чего потеряла в этих боях РККА? За три недели боёв только одним вышеупомянутым 656-м немецким полком в сотаве котрого действовали САУ" Фердинанды" было заявлено об уничтожении 502 советских танков, 27 противотанковых мин и более сотни других полевых единиц! Причем все это считалось с немецкой педантичностью и точностью. Кроме донесений использовались иданныеаэрофотосьемки. так что" приписать" побитые русские танки немцам было крайне трудно,да и никто из них к этому и не стремился. А в качестве интереснена я далее приведу представления о награждении офицеров экипажей «Фердинандов» 654-го батальона Германским крестом в золоте.
«На Курской дуге мне пришлось пережить первое большое потрясение, став очевидцем гибели орудийного расчета своих боевых друзей. И сейчас эта страшная картина стоит перед глазами. А вот как бы завершающий документ подробно описывающим ход боев с участием САУ "Фердинад" . Это отчет унтер-офицер Бом от 19 июля 1943 г., адресованном генерал-майору Хартманну в министерстве Шпеера (Министерство вооружений Германии-автор), где он описывает профессиональным взглядом первые боевых операциях «Фердинандов»: «Достопочтенный генерал Хартманн! Позвольте доложить вам о боевых операциях нашего „Фердинанда“. В нашем первом бою мы успешно справлялись с бункерами, позициями пехоты, артиллерии и противотанковых орудий. Но бои на Курской дуге продолжались и в дальнейшем, в ходе отступления немецких войск в июле - августе 1943 года, периодически происходили бои небольших групп «Фердинандов» с советскими войсками. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Молибденовые смазки - принцип действия и особенности применения
- Mitsubishi ASX: берём Outlander и отсекаем всё лишнее Для программы Trade-In
- Как можно увеличить клиренс на автомобиле Форд Фокус?
- Калькулятор перевода давления в барах на МПа, кгс и psi
- Такси андреевка солнечногорский
- Зарядка для никель кадмиевых аккумуляторов
- Как подключить usb к штатной кассетной магнитоле
- Схема простого вольтметр-индикатора бортовой сети автомобиля Светодиодный индикатор бортового напряжения автомобиля
- Автомобильный усилитель – экономные варианты создания звука в салоне Как сделать автомобильный усилитель
- Щелкаем реле правильно: коммутация мощных нагрузок Реле разомкнутое